Разное
Графік работы бібліятэкі
ДУА “Удзелаўская сярэдняя школа Глыбоцкага раёна”
Дзень нядзелі |
Час працы |
Аўторак –пятніца |
9. 30 – 14.00 |
Субота |
8.30 – 10. 30 |
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГУО ”Уделовская
средняя школа Глубокского
района”
___________ С.Е. Бородич
30.08.2024
ПРАВИЛА
внутреннего распорядка для обучающихся государственного
учреждения образования «Уделовская средняя школа Глубокского района»
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Правила внутреннего распорядка для обучающихся (далее - Правила) разработаны в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании (далее - Кодекс), Государственным школьным стандартам, одобренного постановлением коллегии Министерства Республики Беларусь 10.05.2022 №4.11, Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 03.08.2022 №227 «Об утверждении правил безопасности, правил расследования м учета несчастных случаев, произошедших с обучающимися», Пастановай Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь от 19.09.2022 №322 «Аб установе агульнай сярэдняй адукацыі” и иными нормативными правовыми актами.
1.2. Правила устанавливают нормы поведения обучающихся в здании и на территории Государственного учреждения образования «Уделовская средняя школа Глубокского района» (далее – учреждение образования) с целью создания обстановки, способствующей успешному обучению каждого обучающегося, воспитанию уважения к его личности и его правам, развитию культуры поведения и навыков общения, поддержанию порядка в учреждении образования.
1.3. Согласно Правилам все обучающиеся имеют одинаковые права и обязанности, несут одинаковую ответственность за нарушение норм поведения в учреждении образования.
1.4. В соответствии с настоящими Правилами в учреждении образования к началу нового учебного года разрабатываются Правила внутреннего распорядка для обучающихся, которые утверждаются директором.
1.5.Изменения и дополнения в Правила вносятся в порядке, определенном подпунктом 1.4. настоящих Правил.
1.6. Правила доводятся до сведения педагогических работников учреждения образования на первом заседании педагогического совета или совещании при директоре нового учебного года, всех обучающихся учреждения образования на первом классном часу нового учебного года, а их законных представителей - первом родительском собрании нового учебного года. (под роспись).
1.7. Правила распространяются на всех обучающихся учреждения образования.
1.8. Правила размещаются в доступном для обозрения всеми участниками образовательного процесса месте и на официальном сайте учреждения образования.
II. ОСНОВНЫЕ ПРАВА ОБУЧАЮЩИХСЯ
Обучающиеся имеют право на:
1. получение образования в соответствии с образовательными программами общего среднего образования
2. создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития;
3. получение дополнительного образования детей и молодежи в соответствии с Кодексом и в порядке, определяемом Положением об учреждении дополнительного образования детей и молодежи, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 149, (ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 19 сентября 2022 г. № 318 «Об изменении постановления Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 149
4. уважение своего человеческого достоинства, защиту от применения физического и (или) психического насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, унижения;
5. охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса;
6. пользование учебниками (учебными пособиями) в соответствии с законодательством;
7. бесплатное пользование библиотекой, учебной и спортивной базой учреждения образования;
8. участие в управлении учреждением образования в соответствии с Уставом учреждения образования (далее - Устав);
9. отдых на переменах, организацию досуговой деятельности во время каникул;
10. создание благоприятных условий для самообразования;
11. объективную оценку знаний;
12. сохранение места в учреждении образования в случае направления для обучения и лечения в санаторную школу-интернат;
13. обучение на уроках физической культуры и здоровья в соответствии с группой здоровья;
14. посещение стимулирующих и (или) поддерживающих занятий;
15. выбор факультативных занятий в пределах установленного учебным планом учреждения образования количества часов факультативных занятий и с учетом максимальной допустимой нагрузки на одного учащегося, установ-ленной специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями к содержанию и эксплуатации учреждений образования;
16. изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне в соответствии с учебным планом учреждения образования;
17. получение дополнительных образовательных услуг (в том числе платных) из числа услуг, оказываемых учреждением образования;
18. получение горячего питания в порядке, определенном, общественной, научной деятельности, а также в образовательных мероприятиях;
19. получение социально-педагогической поддержки и психологической помощи;
20. участие в детских, молодежных и иных общественных объединениях, деятельность которых не противоречит законодательству Республики Беларусь;
21. участие в органах ученического самоуправления в учреждении образования;
22. защиту от любых противоправных посягательств;
23. неприкосновенность личности.
Иные права обучающихся устанавливаются Кодексом, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждения образования.
III.ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
3. 1. Обучающиеся обязаны:
3.1.1. соблюдать Устав, выполнять решения педагогического совета учреждения образования, иных органов самоуправления учреждения образования, Правила, требования руководства и педагогических работников;
3.1.2.уважать честь и достоинство всех участников образовательного процесса, работников учреждения образования;
3.1.3. находиться в учреждении образования в течение времени, предусмотренного расписанием занятий (учебных, факультативных, объединений по интересам, иных). Покидать территорию учреждения образования во время занятий только с разрешения классного руководителя (дежурного руководителя);
3.1.4. добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания учебных программ по учебным предметам, программ воспитания, своевременно и качественно выполнять домашние задания, общественные поручения;
3.1.5. посещать классные и информационные часы, мероприятия шестого школьного дня;
3.1.6. участвовать в мероприятиях общественно полезного труда;
3.1.7. решать спорные и конфликтные вопросы на принципах взаимного уважения, с учетом мнения всех (других) участников спора. При необходимости обращаться за помощью к учителю, классному руководителю, педагогу социальному, педагогу-психологу, руководству учреждения образования;
3.1.8. бережно относиться к имуществу учреждения образования, поддерживать чистоту и порядок в учреждении образования и на его территории; бережно относиться к энергоресурсам, беречь тепло, электричество, воду;
3.1.9.уважать честь и достоинство всех участников образовательного процесса, работников учреждения образования;
3.1.10. заботиться о своем здоровье, безопасности и жизни окружающих, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию, само-совершенствованию;
3.1.11. немедленно сообщать учителю (классному руководителю) или дежурному учителю (руководству) о получении микротравмы, травмы или ухудшении общего состояния своего здоровья на уроках, занятиях или при проведении мероприятий (внеклассных, внешкольных, спортивно-массовых, общественно полезного труда);
3.1.12. заблаговременно (накануне или за несколько дней) сообщать классному руководителю о планируемом посещении организации здраво¬охранения; в экстренных (незапланированных) случаях отсутствия на уроках незамедлительно сообщать классному руководителю о факте и причине своего отсутствия;
3.1.13. размещать устройство связи, интернет-связи перед началом учебных занятий в специально отведенных местах;
3.1.14. соблюдать деловой стиль одежды, использовать одежду и обувь для занятий физической культурой согласно санитарным нормам, специальную одежду на уроках трудового обучения, мероприятиях общественно полезного труда;
3.1.15. иметь на уроках необходимые учебные принадлежности;
3.1.16. иметь аккуратно и разборчиво подписанные рабочие тетради и тетради для контрольных работ по предметам;
3.1.17. аккуратно и разборчиво записывать в дневник расписание уроков на неделю вперед, в конце каждого урока - домашнее задание;
3.1.18. еженедельно сдавать дневник на проверку классному руководителю;
3.1.19. представлять дневник по первому требованию педагогического работника учреждения образования;
3.1.20. соблюдать правила поведения в библиотеке и правила пользования библиотечным фондом.
3.2. Обучающимся в учреждении образования и на его территории категорически запрещается:
3.2.1.не выполнять требования педагогических работников;
3.2.2.курить, употреблять алкогольные (слабоалкогольные) напитки и пиво, токсические и наркотические вещества, использовать нецензурные выражения, опаздывать на учебные занятия без уважительных причин, наносить ущерб имуществу учреждения образования и других лиц;
3.2.3. приносить огнестрельное оружие любого вида, газовое оружие, боеприпасы любого вида или взрывчатые вещества (либо их имитаторы или муляжи), холодное оружие, колющие, рубящие, режущие предметы (либо их имитаторы или муляжи), химические, ядовитые, огнеопасные вещества, табачные изделия, электронные системы курения, жидкости для электронных систем курения, системы для потребления табака, спички, зажигалки, алкогольные, слабоалкогольные напитки или пиво, наркотические средства, психотропные вещества, их прекурсоры и аналоги, токсические или другие одурманивающие вещества и препараты, которые могут нанести вред имуществу и здоровью окружающих, а также принадлежности для азартных игр;
3.2.4. нарушать дисциплину в ходе образовательного процесса, применять физическую силу и оскорбления в отношении других его участников;
3.2.5.пропускать занятия без уважительных причин и своевременного информирования классного руководителя либо дежурного администратора с последующим предъявлением соответствующего документа классному руководителю;
3.2.6.пользоваться устройствами мобильной связи, интернет-связи, музыкальными колонками, игровыми устройствами во время образовательного процесса без разрешения педагогов;
3.2.7.пропагандировать, хранить и распространять посредством мобильной, интернет-связи информацию, содержащую жестокость, насилие;
3.2.8. проводить съемки во время проведения учебных занятий, классных часов, внеклассных мероприятий без разрешения администрации, классного руководителя, учителя-предметника;
3.2.9. разговаривать во время учебных занятий, выкрикивать нецензурные слова и выражения, отвлекаться самому и отвлекать других учащихся, мешать проведению учебного занятия;
3.2.10. употреблять во время учебных занятий пищу и напитки;
3.2.11. пересаживаться за другую парту без разрешения учителя;
3.2.12. в учебниках делать какие-либо записи, рисовать, вырывать из них страницы;
3.2.13. во время учебных занятий и перерывов между ними играть в азартные игры, проводить операции спекулятивного характера;
3.2.14. покидать учреждение образования до окончания учебных занятий без согласования с классным руководителем и (или) руководства учреждения;
3.2.15.приносить в учреждение образования острые, режущие, колющие и опасные для жизни и безопасности предметы, химические вещества;
3.2.16.находиться в учебном кабинете в верхней одежде, а также принимать пищу;
3.2.17.бегать по учебному кабинету или играть в учебном кабинете в подвижные игры, без разрешения педагогического работника подходить к имеющемуся в кабинете оборудованию и пользоваться им.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К ВНЕШНЕМУ ВИДУ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
4.1. Обучающиеся обязаны придерживаться делового стиля одежды, предназначенного для посещения ими учебных занятий в учреждениях образования, с учетом общих (одинаковых) элементов одежды (жилет), в том числе и наличие значка.
4.2.Педагогический совет учреждения образования совместно с родительской общественностью имеет право выбора единой модели, цвета и качества тканей, из которых изготавливается одежда делового стиля.
4.3. В зимнее время в комплект одежды могут входить трикотажный свитер или жилет.
4.4. При посещении обучающимися учебных занятий не допускаются:
спортивная одежда и обувь, предназначенные для занятий физической культурой и спортом;
вещи, имеющие яркие, вызывающие рисунки; грязная, мятая (неопрятная) и иная одежда, не предназначенная для посещения учреждения образования;
верхняя одежда и головные уборы;
обилие бижутерии, наличие пирсинга, яркого экстравагантного макияжа и цвета волос, праздничных причесок и аксессуаров, отражающих символику музыкальных групп и различных направлений молодежной субкультуры и спортивных клубов, носить яркий маникюр и использовать макияж.
4.5. Спорные вопросы, связанные с внешним видом обучающегося, решает руководство учреждения образования.
V. ПОРЯДОК ПОСЕЩЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
5.1. Учебные занятия, классные и информационные часы проводятся по расписанию или в соответствии с графиком, утвержденным руководителем учреждения образования, и являются обязательными для посещения всеми обучающимися.
5.2. При входе учителя в класс обучающиеся встают в знак приветствия.
Выполнение требований учителя на уроке является для учащихся обязательным и безоговорочным.
5.3. В случае, если обучающийся не выполняет требования учителя, нарушает дисциплину во время урока, учитель информирует об этом дежурного администратора и обучающийся удаляется с урока в сопровождении дежурного администратора.
5.4. В случае, если требования учителя нарушают права обучающегося, последний может проинформировать об этом дежурного администратора.
4.5. Дежурный администратор вызывает в учреждение образования законного представителя учащегося, а при необходимости – сотрудника территориального органа внутренних дел.
5.5. Дежурный администратор после изучения ситуации вправе разрешить обучающемуся присутствовать на последующих уроках.
5.6. В случае, если законный представитель не прибывает в учреждение образования в краткие сроки, дежурный администратор вправе забрать обучающегося с любого последующего урока для разбирательства по прибытии законного представителя в учреждение образования.
5.7. В случае невыполнения домашнего задания по какой-либо причине, обучающийся до начала урока обязан сообщить об этом учителю.
5.8. Не позднее чем за 5 минут до начала урока каждый обучающийся: занимает место в учебном кабинете (классе), определенное классным руководителем; готовит необходимые для работы на уроке учебники и учебные принадлежности; ставит на бесшумный режим устройство мобильной связи (интернет-связи), кладет его в предназначенное для этого приспособление (коробку), которое может находиться на отдельно стоящем столе или столе учителя.
5.9. Обучающийся, опоздавший на урок, обязан объяснить учителю причину опоздания.
5.10. Во время урока обучающиеся внимательно слушают объяснения учителя и ответы других обучающихся, не допуская комментариев и реплик с места.
5.11. При ответе на вопрос учителя учащийся встает. С разрешения учителя возможен ответ сидя.
5.12. О своей готовности к ответу либо о возникшем в ходе объяснения учителем материала вопросе обучающийся информирует, поднимая руку.
5.13. Дополнения и исправления ответов других обучающихся возможны только с разрешения учителя.
5.14. Во время проведения контрольных и самостоятельных работ обучающийся выполняет их самостоятельно. Помощь других обучающихся не допускается. Разрешается пользоваться только теми материалами, которые перечислены учителем. В случае нарушения этих правил, учитель имеет право изъять у обучающегося работу и оценить только ту часть работы, которая выполнена обучающимся самостоятельно.
5.15. Во время урока обучающийся должен следить за своей осанкой.
5.16. Звонок об окончании урока дается для информирования учителя и обучающихся об окончании занятия. Обучающиеся покидают класс только с разрешения учителя.
5.17. Для занятий на уроках физической культуры и здоровья обучающиеся переодеваются в спортивную форму.
5.18. По окончании урока обучающиеся наводят порядок на рабочем месте, забирают свои устройства мобильной связи (интернет-связи).
5.19. В случае пропуска занятий по болезни, обучающийся или законные представители информируют классного руководителя о причине отсутствия в устной форме.
5.20. В день выхода на занятия обучающийся предъявляет пояснения об уважительности причины пропуска занятий.
5.21. Уважительной причиной считается:
болезнь обучающегося, посещение врача (предоставляется соответствующая медицинская документация);
экстренные случаи в семье, требующие личного участия (подтверждаются заявлением законных представителей);
пропуск занятий по договоренности с руководством (по письменному заявлению законных представителей);
участие в предметных олимпиадах, соревнованиях и других мероприятиях (определяется приказом учреждения образования).
5.22. Дежурство обучающихся: в учреждении образования из числа обучающихся IX -XI классов назначаются дежурные, которые помогают дежурному администратору, дежурному учителю поддерживать дисциплину во время перемен, чистоту и порядок в школе. в каждом классе назначается в соответствии с графиком дежурный по классу, который во время перемены помогает учителю подготовить класс к уроку: раздает учебные пособия и тетради обучающихся, помогает подготовить к уроку иные учебно-методические пособия.
VI. ПОРЯДОК НАХОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ПЕРЕМЕНЕ
6.1. Перемена предназначена: для перехода в другой кабинет (при необходимости) в соответствии с расписанием учебных занятий;
отдыха и физической разминки; приема пищи;
проветривания класса, для чего обучающимся необходимо выйти из класса; подготовки к уроку, иное;
6.2. При движении по коридорам, лестницам, проходам обучающимся необходимо придерживаться правой стороны.
6.3. Во время перерывов обучающимся запрещается:
шуметь, мешать отдыхать другим, бегать по лестницам, вблизи оконных проемов и в других местах, не приспособленных для игр;
толкать друг друга, бросаться предметами и применять физическую силу для решения любого рода конфликтных ситуаций;
кататься в учреждении образования и на его территории на велосипедах, самокатах и других средствах передвижения;
употреблять непристойные выражения и жесты в адрес других обучающихся, других лиц, запугивать, заниматься вымогательством.
6.4. Нарушение данного пункта влечет за собой применение мер, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
VII. МЕСТА МАССОВОГО ПРЕБЫВАНИЯ
7.1. Столовая:
в столовую обучающиеся ходят организованно, в сопровождении учителя, который проводил урок;
обучающиеся соблюдают правила гигиены: входят в помещение столовой без верхней одежды, моют руки перед едой;
обучающиеся выполняют требования работников столовой, проявляют внимание и осторожность при получении и употреблении горячих и жидких блюд;
употреблять блюда, напитки, продукты питания, принесенные с собой, разрешается только в столовой. Во время приема пищи обучающиеся должны соблюдать культуру питания;
каждый обучающийся убирает за собой столовые принадлежности и посуду в специально отведенные места.
7.2.Спортивный зал:
занятия в спортивном зале организуются в соответствии с расписанием его работы;
посещение занятий в спортивном зале допускается только в спортивной форме и сменной обуви;
запрещается находиться в спортивном зале без учителя, воспитателя группы продленного дня, иного педагогического работника;
занятия во внеурочное время в спортивном зале организуются по расписанию спортивных секций.
7.3. Санитарные комнаты:
при пользовании санитарными комнатами обучающиеся должны соблюдать чистоту и порядок, правила личной гигиены;
запрещается задерживаться в санитарной комнате без надобности, а также сорить, курить, принимать пищу, напитки, бросать в раковины и унитазы посторонние предметы.
7.4. Гардероб:
по окончании занятий (учебных, факультативных, стимулирующих, поддерживающих, в объединениях по интересам), внеклассных мероприятий обучающиеся под руководством учителя, проводившего занятия, идут в гардероб. Обучающиеся в порядке очередности забирают свою одежду, соблюдая порядок и меры безопасности;
в случае обнаружения пропажи одежды или обуви, обучающийся обязан сообщить о случившемся классному руководителю или дежурному администратору; обучающиеся не оставляют в карманах верхней одежды ключи от дома, деньги, проездные документы, устройства связи (интернет связи) иные ценные вещи;
в случае обнаружения оставленных и (или) забытых кем-то в гардеробе вещей обучающиеся передают их вахтеру или дежурному учителю.
VIII. ПОРЯДОК ПОСЕЩЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ МЕРОПРИЯТИЙ ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ.
8.1. Обучающимся запрещается опаздывать на мероприятия, проводимые во внеучебное время.
8.2. Присутствие на мероприятиях, проводимых во внеучебное время в учреждении образования, лиц, не обучающихся в этом учреждении образования, допустимо только с разрешения ответственного за проведение мероприятия (заместителя директора по воспитательной работе, дежурного администратора).
8.3. Обучающиеся, присутствующие на мероприятиях, проводимых во внеучебное время в учреждении образования, и лица, не обучающиеся в этом учреждении образования, допущенные к участию в мероприятии, должны иметь опрятный внешний вид, соответствующий возрасту макияж.
8.4. Не разрешается присутствие в верхней одежде и головных уборах на мероприятиях, проводимых в спортивном залах, иных помещениях учреждения образования.
8.5. Приход и уход с мероприятия осуществляется организованно, в порядке, установленном ответственным за проведение мероприятия.
8.6. Обучающиеся обязаны соблюдать инструкции о мерах безопасности
для обучающихся, предусмотренные для конкретного мероприятия, и выполнять в полном объеме требования ответственного за проведение мероприятия.
8.7. К занятиям в спортивных секциях, участию в спортивных соревнованиях обучающиеся допускаются с разрешения врача, к туристическим походам – с разрешения медицинского работника.
8.8. Общественно полезный труд обучающихся во внеурочное время проводится не ранее чем через 30 мин после окончания уроков. Продолжительность общественно полезного труда и виды работ устанавливаются Санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами.
IX. ПООЩРЕНИЯ И ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ
9.1. В качестве поощрения к обучающимся могут применяться следующие меры: объявление благодарности;
награждение грамотой;
награждение ценным подарком;
занесение на доску Почета учреждения образования;
написание листа благодарности законным представителям несовершеннолетнего обучающегося;
иные меры.
9.2. Поощрение объявляется приказом руководителя учреждения образования. Выписка из приказа хранится в личном деле обучающегося.
9.3. За совершение обучающимся дисциплинарного проступка (в том числе неоднократное нарушение устава и правил для обучающихся учреждения образования) устанавливается дисциплинарная ответственность, которая выражается в применении к нему следующих мер дисциплинарного взыскания: замечание; выговор; отчисление.
9.4. Досрочное прекращение образовательных отношений (отчисление) как мера дисциплинарного взыскания не применяется к обучающемуся, не достигшему восемнадцати лет и не завершившему освоение содержания образовательной программы базового образования, образовательной программы среднего образования.
9.5. Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит руководителю учреждения образования.
Х. ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ УСТРОЙСТВАМИ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ (ИНТЕРНЕТ-СВЯЗИ)
10.1. В здании учреждения образования обучающиеся обязаны ставить устройства мобильной связи (интернет-связи) в режим вибровызова или бесшумный режим.
10.2. Во время проведения учебных, факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятий, занятий в объединениях по интересам, внеклассных мероприятий устройства мобильной связи (интернет-связи) должны находиться в предназначенном приспособлении (коробке) в состоянии бесшумного режима.
10.3. Пользоваться устройством мобильной связи (интернет-связи) во время учебных, факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятий, занятий в объединениях по интересам, внеклассных мероприятий можно только с разрешения учителя.
10.4. Пользоваться устройством мобильной связи (интернет-связи) в учреждении образования на перерывах между занятиями (звонить, отправлять сообщения) обучающимся разрешено исключительно для оперативной связи с родителями (законными представителями), братьями (сестрами), иными близкими родственниками только в случаях безотлагательной необходимости.
10.5. В случае однократного нарушения правил пользования устройствами мобильной связи (интернет-связи), обучающийся должен написать объяснительную записку с указанием причины нарушения настоящих Правил. Классным руководителем (учителем) обучающемуся делается запись в дневник.
10.6. При повторном факте нарушения правил пользования устройствами мобильной связи (интернет-связи) производится изъятие телефона у обучающегося. В учреждение образования приглашаются родители (законные представители), и после беседы с директором (членом администрации) им возвращается устройство мобильной связи (интернет-связи). На обучающегося налагается взыскание, определяемое директором учреждения образования.
СОГЛАСОВАНО
Решение совета
ГУО «Уделовская средняя школа
Глубокского района»
протокол №1 от30.08.2024
В рамках Недели родительской любви в нашем детском саду прошли мероприятия, способствующие укреплению семейных взаимоотношений, традиций, ценностей.
В творческой выставке "Осенний вальс" приняли участие воспитанники и их родители. Дары осени стали основой для красивых композиций.
Все экспонаты мини выставки – конкурса «Осенний вальс» стали прекрасным украшением фойе ДОУ, а в дальнейшем и интерьера нашей группы.
Активное участие родителей детей в жизни детского сада, их общение в совместном творчестве в домашних условиях объединяет всех членов семьи, способствует созданию в семье духовного микроклимата, где близкие друг другу люди любят, понимают и ценят друг друга.
Благодарим всех родителей, не жалеющих времени на занятия со своим ребенком и принявших участие в изготовление поделок со своими детьми!
Да ўвагі:
Дабрачынную дапамогу Вы можаце аказаць, пералічыўшы сродкі на разліковы рахунак установы адукацыі :
р/р BY55BАРB36325260100100000000 BYN ААТ “Белаграпрамбанк” г. Мінск, БИК ВАВВY2X
З паметкай : добраахвотнае ахвяраванне.
ОТЧЕТ
о деятельности попечительского совета
ГУО «Уделовская средняя школа Глубокского района»
за III квартал 2024 года
За третий квартал, с июля по сентябрь, на текущий расчётный счет по учёту внебюджетных средств Государственного учреждения образования «Уделовская средняя школа Глубокского района» сумма добровольных пожертвований от законных представителей составила 251 бел. руб.
Денежные средства с учетом остатка были использованы для подготовки учреждения образования к новому учебному году:
102 рубля – ремонт ноутбука
437,63 рубля – приобретены материалы для текущего ремонта.
Благодарим семьи Журко, Брехун, Жук, Солодких, Гуйдо, Шимко А.Л.,Гущенок, Ляшонок, Витко, Кадушкевич, Улахович за оказанную финансовую помощь и надеемся на сотрудничество.
Председатель попечительского совета С.С.Андрейчик
ОТЧЕТ
о деятельности попечительского совета
ГУО «Уделовская средняя школа Глубокского района»
за IV квартал 2024 года
За четвертый квартал, с октября по декабрь на текущий расчётный счет по учёту внебюджетных средств Государственного учреждения образования «Уделовская средняя школа Глубокского района» поступило добровольных пожертвований от законных представителей 414 бел.рублей.
Выражаем слова благодарности семьям: Борисов, Журко, Шимко, Дылевич, Улахович, Руденков, Филипович, Дуж, Пушкин, Волк, Сачко, Шашок, Жалейко, Апетенок за оказанную финансовую помощь и надеемся на сотрудничество.
Председатель попечительского совета Ю.И.Ткачёнок
ОТЧЕТ
о деятельности попечительского совета
ГУО «Уделовская средняя школа Глубокского района»
за I квартал 2025 года
В первом квартале 2025 года со средств попечительского совета было израсходовано 169 руб. 67 коп. на приобретение медикаментов для пополнения аптечек для кабинетов и 119 рублей на заправку картриджей и ремонт оргтехники.
Выражаем слова благодарности семьям за оказанную финансовую помощь и надеемся на дальнейшее сотрудничество.
Председатель попечительского совета Ю.И.Ткачёнок
Веб-сервисы для учителя
Веб-сервисы, приложения, конструкторы и платформы для того, чтобы сделать урок насыщенней и интересней.
https://disk.yandex.by/i/-T2F0XPTD2e0gQ
Скажи, о чем молчишь?
Методические материалы для классных руководителей,
учителей по профилактике и предупреждению суицидального поведения среди подростков в сети Интернет
Разработали:
Ткачёнок Ю.И., педагог-психолог
Францукевич Е.А.,педагог социальный
https://disk.yandex.ru/i/A1nIsLrpS2Y7yw
Введение
Ежедневно новостные ленты и телевизионные каналы транслируют печальные новости: “Найдено тело подростка…”, “…от передозировки скончался подросток..”, “В прямом эфире скорончался подросток” и др.
Что же это?
Результат тищины и молчания родителям и близким, недоверия педагогам и другим службам, сопровождающееся постоянными фразами, о том что все хорошо.
Каждый случай индивидуален, как и сам ребенок с его тишиной. Однако, очень страшно слышать в эфире новостей, или читать комментарии близких: “в последнее время он вёл себя странно”, “он очень поменялся”.
Социальные сети – место где идеально можно помолчать. Родителям можно теперь не говорить, что ушла к подруге: сториз и геолокация сообщат; хочется говорить на открытые темы – пишем пост, прикрепляем картинку и вот, тебя все понимают, комментируют, общаются. А для нас, педагогов и родителей – лучшая кладезь ответов на все вопросы. Мир громкой тишины, в которой есть ответы на все, стоит только присмотреться.
Именно на просторах виртуального мира можно разпознать первые “звоночки” суицидального поведения, что в дальнейшем значительно скажется на результате профилактических мерпориятий.
Теоритические аспекты проблемы суицидального поведения.
Влияние Интернета стремительно возрастает на все сферы нашей жизни, особенно это заметно среди подростков. Именно там они охотнее высказывают свои внутренние переживания, чем в реальности кому-либо. Часто это связано с наличием потребности высказаться и быть услышанным кем-то, но в тоже время не получить сиюминутной реакции и ответа на свои откровенные мысли.
Из этого следует, что Интернет, при правильном его использовании, является мощным помощником для проведения как диагностики, так и профилактики суицидального поведения.
В научной литературе различаются понятия суицида и суицидального поведения.
Под суицидом понимаются два разнопорядковых явления: во-первых, индивидуальный поведенческий акт, умышленное лишение себя жизни конкретным человеком; во-вторых, относительно массовое, статистически устойчивое социальное явление, заключающееся в том, что некоторое количество людей добровольно уходят из жизни. Не признается суицидом лишение себя жизни лицом, не осознающим смысл своих действий или их последствий (невменяемость, дети в возрасте до пяти лет), и в этом случае фиксируется смерть от несчастного случая.
Таким образом, суицид – это умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни). Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагировании аффекта; в снятии эмоционального напряжения; в уходе от той ситуации, в которой волей неволей оказывается человек. Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами.
Суицидальное поведение — термин, обозначающий все проявления суицидальной активности: мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки и покушения на свою жизнь. Иногда суицид и суицидальное рассматриваются как стадии или же проявления одного феномена.
В самом широком смысле суицидальное поведение – вид саморазрушительного поведения (наряду с пьянством, курением, потреблением наркотиков и т.д.). В более узком, медико-правовом смысле, суицидальное поведение и суицид означают совершившийся акт или попытку насильственной смерти.
Человек, совершивший попытку суицида, либо демонстрирующий суицидальные наклонности называется суицидентом.
Мотивы и причины детско-подростковых суицидов. На что обратить внимание?
Существует множество классификаций суицидального поведения, различающим его по причинам, стадиям, мотивам и др. основаниям.
Мотивов и причин, побуждающих подростка к совершению суицида множество, но на первый план нередко выступает стремление обратить внимание родителей, близких, педагогов на свои проблемы.
Среди побудительных мотивов к совершению суицида нередко выступают такие, как: невыносимая душевная боль; одиночество; стыд за какой-то совершенный проступок; ощущение безнадежности и беспомощности; нестерпимая обида и недовольство собой (самоуничижение); выражение путем суицида протеста и разрешения всех проблем.
Суицидальное поведение детей и подростков и совершаемые ими суициды, в принципе не могут быть незамеченными окружающими и являться для них неожиданными.
Факторами, подталкивающими подростка к самоубийству, могут быть:
- Внутрисемейные конфликты, возникающие из-за завышенных требований к ребенку или вследствие полного игнорирования его как личности. Существенную роль играет нарушение
структуры семьи (развод родителей, смерть одного из ее членов). Потеря доверительных отношений с родителями - один из сильнейших стимуляторов суицидов у подростков. - Конфликты в школе. Нередко испытываемые подростком трудности в школе приводят к понижению его самооценки, появлению ощущения, что человек становится незначимым для окружающих.
- Несчастная или безответная любовь. Это происходит, во-первых, потому что подросткам бывает тяжело найти себе партнера или же наладить с ним отношения, удовлетворяющие обе стороны. Во-вторых, глубокая психологическая травма приводит к возникновению сильных переживаний, кажущихся невыносимыми.
- Материально-бытовые трудности. Нынешние подростки тяжело переносят материальное неравенство, когда у одного «есть все», а у другого - « ничего».
- Депрессивное состояние и психическое расстройство (кратковременное или долгосрочное) в результате конфликтов или насилия между родителями в семье, а также вследствие массированного воздействия на сознание подростка агрессивной рекламы в
электронных СМИ и Интернете, пропагандирующей секс, насилие, низменные стороны жизни, убийства и самоубийства. - Генетические факторы - некоторые подростки могут наследовать предрасположенность к психическим болезням, которые увеличивают риск суицидального поведения и суицида.
- Неизлечимые болезни - такие как ВИЧ/СПИД, онкологические и венерические нередко становятся стимулятором к совершению самоубийства.
- Неконтролируемость социального контента в сетях.
Социальные сети как составляющая суицидального поведения.
На сегодняшний день социальные сети предоставляют огромное количество различной информации. Нередко подростки попадают под влияние социальных сетей, которые зачастую наполнены вредоносным контентом. Так, существуют игры альтернативной реальности, где детям дают жёсткие и анархические задания, к ним относятся также числе группы о суицидах (всеми известная игра «Синий кит», на просторах социальной сети ВКонтакте, 2017-2018 год).
Опасность «Интернета» для детей и подростков, имеющих склонность к суицидальным настроениям, состоит в том, что там предлагается очень много доступных способов самоубийства: легко можно найти компанию единомышленников; возникает и укрепляется убеждение, что «это и есть выход»; создается ореол романтики вокруг смерти и всего, что с ней связано.
Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе, дает понять окружающим о своем намерении. Иногда это бывают едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми.
Ведение профилактической работы среди детей может иметь определенный эффект в отношении детей старшего школьного возраста, но когда мы говорим о детях, делающих первые шаги в глобальной паутине, нужна постоянная индивидуальная работа с ребенком.
В данной ситуации единственным эффективным средством профилактики является включение родителей в планомерную работу с ребенком.
Среди основных рисков и угроз, которые могут возникнуть при использовании сети Интернет ребенком, что в дальнейшем может привести к суицидальному поведению, необходимо отметить:
- Совершение ребенком либо в отношении ребенка иных преступлений с использованием сети Интернет.
Необходимо понимать, что компьютер и Интернет – это всего лишь инструмент, в том числе используемый для совершения противоправных деяний.
Как пример данного риска, можно рассматривать «кибер-булинг» или интернет-травлю. Оскорбления, унижение достоинства подростка, принижение его вкусов и интересов на широкую аудиторию являются провоцирующими факторами и психологическим воздействием на неокрепшую психику подростка. Мода не стоит на месте, как и тренды в сетях. Однако, в последние годы, особенно с приходом в нашу жизнь социальной сети TikTok, хочется вспомнить выражение римского поэта-сатирика Ювеналом «Хлеба и зрелищ».
В современной жизни, за «хлебом» стоят охваты и действия на страничке (лайки, репосты, комментарии), а за «зрелищем» - хайп и неправомерные поступки, совершаемые ради забавы зрителя.
Однако, с точки зрения профилактики и предупреждения, необходимо отметить направление вовлечений подростков в обсуждение и подачу аудитории своей проблемы (здесь могут быть прямые эфиры, провокационные сториз и посты, с целью завлечение аудитории к своей проблеме).
- Возможность вовлечения детей в сообщества деструктивного толка.
В сети Интернет активно ведут деятельность различные оккультные и псевдорелигиозные организации, сообщества пользователей деструктивной направленности. Неокрепшая психика ребенка зачастую является целью их деятельности. Периодически появляются сообщества в социальных сетях, ориентированные исключительно на детей, предлагающие в игровой форме осуществлять определенные действия, которые в итоге могут привести к угрозе психическому и физическому здоровью, а также в некоторых случаях и жизни ребенка.
Секстинг – пересылка личных фотографий, сообщений интимного содержания посредством сотовых телефонов, электронной почты, социальных сетей. Опасны возможные последствия участия детей в таких действиях. Переписка с неизвестным пользователем, которым может оказаться взрослый человек, страдающий педофилией, чревата совершением в отношении ребенка преступлений на сексуальной почве. Распространение интимных фотографий зачастую используется преступниками для шантажа, известны случаи детских суицидов на данной почве.
Интернет-зависимость – навязчивое желание войти в Интернет, находясь офлайн и неспособность выйти из Интернета, будучи онлайн. По своим симптомам Интернет-зависимость ближе к зависимости от азартных игр. Для этого состояния характерны следующие признаки: потеря ощущения времени, невозможность остановиться, отрыв от реальности, эйфория при нахождении за компьютером, досада и раздражение при невозможности выйти в Интернет.
Каждый из вышеуказанных рисков может являться причиной или предпосылкой суицидального поведения подростков.
Обращаем внимание
Большую часть своего времени подростки проводят в школе, на виду у учителей, педагогов и одноклассников. Поэтому именно там можно увидеть первые заметные изменения в поведении и виде ребенка.
Каждый классный руководитель, как и заинтересованные педагоги, обязаны владеть социальной информацией о каждой семье учащихся: состав, условия проживания, семейный климат, и др..
- факты несправедливого отношение со стороны родителей;
- развод (или супружеские измены) в семье учащегося;
- потерю одного из членов семьи;
- неудовлетворенность в доверительных отношениях с родителями;
- одиночество;
- недостаток внимания и заботы со стороны окружающих.
2. Наблюдение за состоянием психического и физического здоровья, изучение личных дел и медицинских карт учащихся, особенно обратить внимание на:
- реальные конфликты и мотивы его участников;
- патологические наследственные причины (алкоголизм родителей, психопатия, психологические травмы, зависимости);
- соматические заболевания, эмоциональные переживания, зависимости от компьютерных и азартных игр, алкоголя, наркотических средств.
3. Взаимодействие в социуме, изучение межличностных отношений «учащийся - учащиеся», «учащийся - педагог», выявление референтных групп, особенно обратить внимание на:
- отверженность, неприятие, унижение личностного достоинства и др.;
- несостоятельность, неудачи в учебе, падение престижа в коллективе сверстников;
- несправедливые требования к учащемуся;
- принадлежность к молодежным асоциально настроенным группам, деструктивным сектам или боязнь конфликтов, угроз, расправы за разрыв отношений с ними;
- страх иного наказания или позора, самоосуждение за неблаговидный поступок.
4. Дезадаптирующие условия:
- снижение толерантности к эмоциональным нагрузкам;
- своеобразие личностного развития, несформированность навыков общения;
- неадекватную самооценку личностных возможностей;
- утрату понимания ценности жизни;
- потерю любимого человека; уязвленное чувство собственного достоинства;
- отождествление себя с человеком, совершившим самоубийство (этим частично объясняются "эпидемии самоубийств");
- состояние переутомления;
- паническую боязнь будущего.
Профилактические мероприятия суицидального поведения подростков в социальных сетях.
Рассмотрев причины, риски и последствия суицидального поведения с использованием социальных сетей, необходимо обеспечить профилактическую работу с учащимися и законными представителями по следующим направлениям:
- ознакомление учащихся с возрастными ограничениями пользования социальными сетями;
- предупреждение вовлечения их в деструктивные группы, формирования представлений о социальных сетях как форме самовыражения;
- вовлечение родителей в жизнь их детей (так же и социальных сетей)
Социальные сети как составляющая часть времени современных школьников
(открытый диалог)
Необходимое оборудование: мультиборд, презентация.
Цель: профилактика негативного/позитивного влияния социальных сетей на современных подростков.
Гипотезы урока:
- Социальные сети являются постоянным проводником подростков во всех областях знаний и расширения кругозора.
- Социальные сети как положительно, так и отрицательно влияют на развитие подростков.
Ход мероприятия:
Слайд 1
Учитель: - Современный мир невозможно представить без интернета. Еще каких-то 25-30 лет назад все ответы на вопросы можно было найти в журналах, энциклопедиях, обойдя всех знакомых и соседей, потратив на это уйму времени и сил. А сегодня, в 2023 году, стоит всего лишь нажать пару кнопочек и вуаля – глаза разбегаются от информации. Удобно, быстро, однако, всегда ли это правильно?
- Ребята, скажите пожалуйста, а знаете ли вы как зовут нашего школьного библиотекаря? А где находится библиотека нашей местности?
Недаром же говорят, что 21 век – век активных информационных технологий. Однако, глядя на весь спектр положительных сторон Интернета, его роль в жизни любого пользователя может носить судьбоносный характер.
Сегодня я хочу предложить вам обсудить 2 гипотезы, которые я составила проанализировав ваши ответы на анкетирование, проведенное на днях.
Ну что же, первая гипотеза:
Социальные сети являются постоянным проводником
подростков во всех областях знаний и расширения кругозора.
Ещё будучи школьницей, в старших классах, я узнала о замечательном сайте https://resheba.top (бай). Кому знаком этот сайт?
Да, это готовые домашние задания. Я не буду у вас спрашивать, кто ими пользуется, однако, ребята, как вы считаете, как подобного рода сайты влияют на ваш кругозор и грамотность?
- снижают уровень читательской грамотности;
- нарушается формирование логической памяти (по Даниилу Борисовичу Эльконину ведущей особенностью подростковой памяти является формирование логической цепи для выстраивания ответов)
- теряется собственная оценка своих знаний: ай, что поставят, то поставят/ ну я же все правильно написала.
- отсутствие личного участия в образовательном процессе (закрепление пройденного материала)
Слайд 2.
Гипотеза 2. Социальные сети как положительно,
так и отрицательно влияют на развитие подростков.
Вначале небольшая информационная справка.
Социальные сети - онлайн-платформа, которая используется для общения, знакомств, создания социальных отношений между людьми, которые имеют схожие интересы или офлайн-связи, а также для развлечения (музыка, фильмы) и работы.
Слайд 3. Виды сетей
Повсеместное внедрение и использование информационно
коммуникационных технологий, не только способствует формированию информационного общества, но и приводит к появлению новых угроз, одной из которых является компьютерная преступность. В 2022 году их доля составила 16,8 % (14 839).
Слайд 4.
При этом подростки, не обладая должной осмотрительностью, становятся жертвами интернет-мошенников, а также с помощью социальных сетей, включая мессенджеры, вовлекаются в совершение преступлений.
С развитием информационных технологий также возросло число зарегистрированных преступлений против половой неприкосновенности или половой свободы несовершеннолетних, совершаемых посредством различных социальных сетей и сервисов для обмена сообщениями.
Рассчитывая на анонимность в интернете, преступники, пользуясь детской доверчивостью и недостаточными знаниями о безопасном поведении в сети, подыскивают жертв преступлений, маскируясь под несовершеннолетних или знакомых.
Слайд 5,6
Кроме того, с помощью социальных сетей (мессенджеров) среди несовершеннолетних распространяется информация деструктивного характера: пропаганда экстремизма, насилия, наркомании, нетрадиционных сексуальных отношений и иной контент, имеющий возрастные ограничения.
Дети в силу отсутствия критического мышления подвержены негативному влиянию такой информации и представленным в сети фейкам, что делает их присутствие в социальных сетях потенциально опасным.
Возрастные ограничения социальных сетей
Обращаем внимание, что правилами пользования большинства наиболее популярных среди несовершеннолетних приложений запрещено создание учетной записи лицам до 13 лет (Viber, Instagram, ТiкТок) или до 16 лет (Telegram).
Регистрация аккаунта от имени лица, не достигшего минимально допустимого возраста, является нарушением условий пользования мессенджером (социальной сетью).
Слайд 7
Контент социальных сетей
В ходе анализа анкетирования, наиболее популярными социальными сетями подростков нашей школы является…
Слайд 8
-онлайн-платформа, которая используется для общения, знакомств, создания социальных отношений между людьми, которые имеют схожие интересы или офлайн-связи, а также для развлечения.
На сегодняшний день Инстаграмм является сетью визуального восприятия с минимальным взаимодействием с контектом: лайк, комментарий и следующее сториз.
Слайд 9
TikTok
- сервис для создания и просмотра коротких видео, принадлежащий пекинской компании «ByteDance». Расскажите, на каких Тик-Ток – блогеров вы подписаны? Какой контент на страничке этих ребят?
К сожалению, ребята, листая ленту прямых эфиров, видеороликов, зачастую сталкиваешься с желанием молодых людей проявить себя или даже заявить о себе с негативной стороны. Возможно. с целью роста лайков, подписчиков, заинтересованности к своей персоне. Зачастую, в прямых эфирах подростки совершают неправомерные поступки, за которыми кроется неблагополучие, недосказанность, и упущение воспитания.
Слайд 10
ВК
- российская социальная сеть со штаб-квартирой в Санкт-Петербурге.
На сегодняшний день данная социальная сеть уже не так популярна среди других, однако именно с нее начинались первые шаги в создании «идеального мира» среди подростков. Данная сеть постоянно привносила в жизнь ее пользователей новинки: различные открытые/закрытые группы, возможность обменяться информацией, фотографиями.
Эта сеть является отличной «энциклопедией» жизни ее пользователя, даже если он не знаком: по названиям групп можно было узнать интересы ребенка, музыкальный вкус, по статусам и надписям на «стене» прослеживались основные моменты радости и переживания, грусти и радости.
А как вы считаете, почему данная сеть утратила свою популярность в современные дни?
- открытость информации;
- технические моменты;
- аудитория.
Слайд 11
Телеграмм
- кроссплатформенная система мгновенного обмена сообщениями с функциями обмена текстовыми, голосовыми и видеосообщениями, а также стикерами, фотографиями и файлами многих форматов.
Как мы помним, регистрация в данной сети разрешена подросткам от 16 лет и выше.
Как вы считаете, почему такие возрастные ограничения у этой сети?
- наличие противоправных каналов;
- анонимность пользователя.
Слайд 12-15
Учитель: Социальные сети являются инструментом для вашего саморазвития, раскрытия внутренних талантов, желаний. Давайте еще раз подытожим, какую же полодительную роль в нашей жизни играет интернет:
+ расширенные возможности общения со сверстниками
+ возможность вдохновления на создание собственного контекта
+ отличная площадка для малого бизнеса и привлечения клиентов
+ увеличение кругозора мировосприятия (общение/просмотр зарубежного контента/опыта)
+ раскрытие внутреннего потенциала и стремления
+ базовые навыки в изучении грамотности и логического мышления (написание постов, подбор #, анализ аудитории)
Слайд 16-20
Однако, тенденции, как я уже говорила выше, и мода на современный «хайп» говорит об нерациональном и нецелесообразном использовании сетей в жизни.
Социальные сети – возможность помолчать с близкими, но говорить с незнакомыми, прося совета, делая опросы и голосования.
Ребята, как вы считаете, можно ли с помощью сетей изменить себя и свое мировозрение?
(да, можно, пример: просматривая публикации всех знакомых думаешь: «Они такие симпатичные. У них такая классная жизнь». И тогда ты начинаешь думать, что все живут намного лучше, чем ты. Поэтому ты начинаешь плохо себя чувствовать, так как думаешь: «Что со мной не так? Почему я не провожу так время?» Важно помнить: люди публикуют в сети лучшие моменты своей жизни. Не бывает такого, что жизнь наполнена одними яркими моментами. Кто будет выкладывать фотографии, где он выглядит толстым или где у него ужасная прическа? Да, верно: никто».)
Поднимите пожалуйста руку те, кто знает что такое фильтр/эффекты/маски изображения?
Маски могут влиять на психику так: человек начинает верить, например, в то, что он действительно так выглядит, а реальность может его разочаровывать. Тогда возникает диссонанс. Также люди могут уходить в виртуальный мир. В нем они успешные блогеры, красивые и интересные, а в реальности — нет.
Хорошо, а как на вас, пользователей сетей влияет вше виртуальное окружение?
(могут подсказать, ответить на вопрос, помочь и поддержать).
Контент деструктивный влияние на самоуважение/самовосприятие себя как личности. обесценивание себя и окружающих
Все верно, не зря социальные сети называют еще «паутиной» - местом, где всё переплетается. Скажите, а что необходимо предпринять, что бы не стать заложником паутины комментариев, лайков, и «хайпа»?
(научится анализировать предложенную информацию. Аккаунты других пользователей, их интересы, законность намерений общения и контакта).
Все верно, базовые знания личной безопасности, и доверия только хорошо знакомым людям (в первую очередь родителям) помогут вам не совершить ошибок на просторах выдуманной реальности, а так же не стать заложниками чужой придуманной игры.
В завершении нашего диалога, я бы хотела предложить вам поучаствовать в челленже #безопасный_интернет , который заключатеся в ваших мыслях о безопасности поведения в сетях, редомендациях для других пользователей.
Литература
- Синева А.Б. Суицид и социальные сети: игра в смерть / А.Б. Синева // Язык и репрезентация культурных кодов. VII Всероссийская с международным участием научная конференция молодых ученых. (Самара, 19 мая 2017 г.). Материалы и доклады Часть II. / М-во образования и науки Рос. Федерации; Самар. нац. исслед. ун-т им. С. П. Королева (Самар. ун-т), под общ. ред.: А.А. Безруковой – Самара: изд-во «Инсома-пресс», 2017. – С. 193-196.
- «Профилактика суицидального поведения среди населения» на основе информации И.А.Борисовой, педагога-психолога БГТУ и городского Центра здоровья