Што такое цяжкасці ў навучанні?
Что такое «трудности в обучении?»
«Трудности в обучении» – это пограничная форма между нормальным интеллектуальным развитием ребенка и его качественно сниженным развитием, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития.
«Трудности в обучении» проявляются в несоответствии интеллектуальных возможностей ребёнка его возрасту. Эти дети не готовы к началу школьного обучения по своим знаниям и навыкам, личностной незрелости, поведению.
Нужно также отметить, что у каждого отдельно взятого ребенка с трудностями в обучении может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления. Но, несмотря на это, мы можем попытаться выделить круг особенностей развития, форм и методов работы, характерных для большинства детей с трудностями в обучении.
Характерные особенности детей с трудностями в обучении:
- Снижение работоспособности;
- Повышенная истощаемость;
- Неустойчивое внимание;
- Недостаточность произвольной памяти;
- Отставание в развитии мышления;
- Дефекты звукопроизношения;
- Бедный словарный запас слов;
- Ограниченный запас общих сведений и представлений;
- Трудности в счёте и решении задач по математике;
- Своеобразное поведение;
- Низкий навык самоконтроля;
- Незрелость эмоционально-волевой сферы.
Для таких детей характерна рассеянность внимания, они не способны удерживать внимание достаточно длительное время, быстро переключать его при смене деятельности. Для них характерна повышенная отвлекаемость, особенно на словесный раздражитель. Деятельность носит недостаточно целенаправленный характер, дети часто действуют импульсивно, легко отвлекаются, быстро утомляются, истощаются. Могут наблюдаться и проявления инертности - в этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое.
Затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Требуется большее количество практических проб и примериваний при решении наглядно-практических задач, дети затрудняются в обследовании предмета. В то же время дети с трудностями в обучении могут практически соотносить предметы по цвету, форме, величине. Основная проблема в том, что их сенсорный опыт долго не обобщается и не закрепляется в слове, отмечаются ошибки при назывании признаков цвета, формы, величины. Таким образом, эталонные представления не формируются своевременно. Ребенок, называя основные цвета, затрудняется в названиях промежуточных цветовых оттенков. Не использует слова, обозначающие величины
Память детей с трудностями в обучении отличается качественным своеобразием. В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации.
В плане организации коррекционной работы с детьми, важно учитывать и своеобразие формирования функций речи. Методический подход предполагает развитие всех форм опосредования - использования реальных предметов и предметов-заместителей, наглядных моделей, а также развитие словесной регуляции. В этом плане важно учить детей сопровождать речью свои действия, подводить итог - давать словесный отчет, а на более поздних этапах работы - составлять инструкции для себя и для других, т. е. обучать действиям планирования.
На уровне игровой деятельности у детей с трудностями в обучении снижен интерес к игре и к игрушке, с трудом возникает замысел игры, сюжеты игр тяготеют к стереотипам, преимущественно затрагивают бытовую тематику. Ролевое поведение отличается импульсивностью, например, ребенок собирается играть в "Больницу", с увлечением надевает белый халат, берет чемоданчик с "инструментами" и идет… в магазин, так как его привлекли красочные атрибуты в игровом уголке и действия других детей. Несформирована игра и как совместная деятельность: дети мало общаются между собой в игре, игровые объединения неустойчивы, часто возникают конфликты, дети мало общаются между собой, коллективная игра не складывается.
Основные приемы, которые могут применить родители, чтобы помочь детям:
- Двигательная неловкость, нескоординированность, несобранность
- Спортивные упражнения, занятия танцами, игра на фортепиано, лепка, рисование.
- Специальные упражнения (пальчиковая гимнастика, мозговая гимнастика)
- Плохая ориентация в пространстве, путают право - лево, счет дается с
трудом
- Конструкторы, разрезные картинки, рисунки, симметричные узоры, разнообразные орнаменты, составление планов местности, помещения.
- Специальные упражнения на временные и пространственные последовательности, ориентацию на листе бумаги. Часы. Употребление предлогов.
- Воображение – слово наоборот. Цифра – до и после названной и т. д.
- Нарушения внимания, отвлекаемость, импульсивность, «не сидит на месте»
- Старайтесь придерживаться четкого распорядка дня.
- Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания
- Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезны занятия спортом, длительные прогулки, игры на свежем воздухе.
- Избегайте повторения слов "нет" и "нельзя". Старайтесь говорить сдержанно и спокойно. Специальные упражнения на концентрацию внимания, любые игры с четкими правилами.
- Плохая память
- Повторение слогов, слов, фраз.
- Запоминание смысловых рядов. Расположение фигур. Ассоциации.
- Образное представление того, что требуется запомнить, создание рисунков, отражающих выучиваемый материал.
- Плохо развита речь, не умеют пересказывать.
- Развитие диалога, совместное чтение, домашний театр, «интервью».
- Скороговорки, игры в слова, угадывание слов по признакам, обобщающие слова, противоположности
Главное: помните, родители, что ребенок должен быть уверен, что его любят независимо от успехов и неудач, не сравнивают с другими детьми! Не будьте сверхкритичными к ребенку и помогите ему справиться с возникшими трудностями в обучении!