Пасадка дрэў – справа агульная
День Победы
Урок мужнасці
Диктант Победы
“Родительское Несобрание”
Развивая логику, мы прокачиваем себя!🧠
Наши василёчки - 2️⃣🫶❤️
10 апреля учреждением образования в Узречском сельском исполнительном комитете проведено “Родительское Несобрание”,... Читать далее...
Яркие, талантливые, способные, энергичные...именно так хочется сказать про нашу команду поддержки "Горячие сердца",... Читать далее...

Дошка гонару

  • Панцялей Ягор
    Панцялей Ягор

    вучань 6 класа

  • Філіповіч Дзмітрый
    Філіповіч Дзмітрый

    вучань 9 класа

  • Шашок Аляксей
    Шашок Аляксей

    вучань 9 класа

  • Шымко Паліна
    Шымко Паліна

    вучаніца 9 класа

  • Шарак Марыя
    Шарак Марыя

    вучаніца 5 класа

  • Лаўрыновіч Дар’я
    Лаўрыновіч Дар’я

    вучаніца 10 класа

  • Пушкін Павел
    Пушкін Павел

    вучань 6 класа

  • Раманіва Софія
    Раманіва Софія

    вучаніца 4 класа

  • Гушчонак Аляксандр
    Гушчонак Аляксандр

    вучань 11 класа

  • Лопашава Настасся
    Лопашава Настасся

    вучаніца 7 класа

  • Развадоўская Наталля
    Развадоўская Наталля

    вучаніца 9 клас

лого_80_лет_бел_page-0001.jpg

rooglub2018-09

Qr_код_сайта.jpg

ярморка вакансий

214.jpg

                                                         banners 6

orig_Bezyimyannyiy.jpg

kudapostupat

abiturient.by - Справочный ресурс для поступающих! 

 portal

ministerstvo


logoNIO.jpg

                                                           003019_86bc31b837d9cb0ad3f9b9a33ccb3cdf_work.jpg003026_434c0fe7d006605dd165c880e8e59a31_work.jpg 003019_5500de69f2f2dd0377eb4b1607864250_work.jpg           

Glub

mir pravo

vk_vituo_logo-1.jpg 

ltl7fu1l14kkvhszr82j62g5becflht9.jpg

 logoAPO.jpg

znai.by

mchs

brsm

brpo

pravo by

Мы  оказываем информационную помощь людям в трудной жизненной ситуации

                                                                                             главная1.jpg

1020-464x290.jpg

ru_logo-_1_.jpgМЕРОПРИЯТИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ГРАЖДАН 

 logo_ndtp.jpg    

лого_ддм_новый.png

                          Баннер_занятость20молодежи.png 

                                                                  banner__4.jpg                                                                            

 qr-code.jpg QR - код информация об УО

qr-code_1.jpg QR - код для анкетирования 

 ce.png


98dd45341be0f68b9e4addcf0e0b5aa0-0.jpg 


  

 Учитель-дефектолог – это специалист, который занимается изучением, развитием, обучением и воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья.

  Дефектологом осуществляется комплексный подход к воспитанию, коррекции и обучению детей данной категории. Именно поэтому работа дефектолога тесно связана с областями работы других специалистов: психологией, медициной, педагогикой.

Какие же функции выполняет  учитель - дефектолог в детском саду?

   Во-первых, дефектолог в детском саду проводит полное и подробное обследование каждого ребенка на предмет особенностей его речевого, познавательного и социального развития, в процессе которого он определяет способности ребенка к обучению и к игре, что помогает ему организовать работу с этим ребенком так, чтобы максимально компенсировать и подкорректировать выявленные недостатки развития.

    Во-вторых, дефектолог повышает познавательную активность детей и при этом развивает основные психические процессы, такие как мышление, воображение, внимание, любознательность, память, восприятие.

     В-третьих, деятельность дефектолога направлена на развитие коммуникативной деятельности детей и развития игровой способности, которая является главным видом деятельности для детей этого возраста.

Содержание работы дефектолога представляет собой целостный комплекс мер, направленных на оказание помощи, как ребенку в форме занятий и динамического наблюдения за ходом развития, так и воспитателям и родителям в форме консультаций

Уважаемые мамы и папы, всегда необходимо помнить о том, что успех в развитии  вашего ребёнка зависит и от вас самих, от вашего желания помочь малышу справиться с возникшими трудностями.  Одни занятия, специалиста  с ребенком, не дадут такого результата, который можно получить при длительной, целенаправленной,  совместной  работе родителей, медиков и педагогов.

 В чём заключается работа дефектолога?

Нам часто задают вопрос, в чём заключается работа дефектолога? Логопед ставит звуки. Психолог  оказывает психологическую помощь. Все понятно. А дефектолог? 

 Наверно, настало время познакомиться.

Дефектолог работает с детьми, у которых имеются особенности умственного и психического развития, речевые нарушения или проблемы со слухом и зрением. Учитель-дефектолог помогает им адаптироваться дома, в детском саду или школе.

Основной целью деятельности учителя-дефектолога является  обеспечение конкретных мероприятий по коррекции нарушений развития детей.

В широком понимании дефектологом является специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей, имеющих особенности в своём развитии. В узком смысле дефектолог – это коррекционный педагог.

Какие же функции выполняет учитель-дефектолог в нашем учреждении образования? 

  • Проводит углубленное обследование особенностей речевого, познавательного и социального развития каждого воспитанника, определяет его способности к обучению, ведёт работу, направленную на максимальную компенсацию и коррекцию недостатков развития детей;
  • Оказывает индивидуально-ориентированную коррекционно-педагогическую помощь воспитанникам по профилактике и исправлению или ослаблению имеющихся нарушений устной речи, активизации познавательной деятельности.
  • Повышает познавательную активность детей и при этом развивает основные психические процессы, такие как мышление, воображение, внимание, любознательность, память, восприятие.
  • Деятельность учителя-дефектолога направлена на развитие коммуникативной деятельности детей и развития игровой способности, которая является главным видом деятельности для детей этого возраста
  • Оказывает консультативную, информационно-методическую помощь педагогам, законным представителям воспитанников по вопросам:

- индивидуализации процесса обучении и воспитания   детей   с особенностями психофизического развития;

- определения форм организации и использования эффективных методов и приёмов обучения по исправлению речевых нарушений.

    Учитель-дефектолог в учреждении образования  проводит фронтальные (занятия со всей группой), подгрупповые и индивидуальные занятия.

Согласно статистике у каждого второго ребёнка наблюдаются нарушения речи, многим детям сложно справиться с произношением новых звуков. Поэтому особенно важна своевременная помощь учителя-дефектолога. 

Коррекционные занятия учителя-дефектолога направлены:

- коррекцию звукопроизношения, общего и фонетико - фонематического недоразвития речи;

- развитие связной речи;

- профилактику нарушений чтения и письма;

- развитие оптико-пространственных представлений;

- развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики.

Учитель-дефектолог наблюдателен, тактичен, настойчив и нацелен на результат. И все же главное в его работе - терпение. Ты что-то старательно объясняешь ребёнку, а он раз за разом выполняет действие механически и у него не очень получается. И потом – раз! – видишь: загорелся огонёк. И он говорит: «Понял!» И начинает быстро повторять и выполнять действие правильно. Это многого стоит. И в такой момент получаешь удовольствие от работы!

Вот в этом и заключается работа учителя-дефектолога.

О развитии речи своего ребёнка, особенно дошкольного возраста, родителям нужно позаботиться заранее. Опытный учитель-дефектолог в детском саду поможет решить многие проблемы, связанные с произношением звуков и исправлением речи ребёнка.

Родителям нужно помнить, что большую часть времени ребенок проводит не в детском саду, а в семье. Поэтому одни занятия дефектолога с ребёнком не дадут такого результата, который можно получить при длительной и целенаправленной работе специалиста совместно с родителями. 

Уважаемые родители, дефектолог может сделать очень много для Вашего ребёнка, но он не сможет заменить ему Вас в повседневной жизни. Благодарностью за Ваше терпение, заботу и любовь будет счастливая улыбка Вашего ребёнка!

 


 

Организация образовательного процесса в группе для детей с ТНР

В начале учебного года учитель – дефектолог проводит обследование детей. Учитывая результаты обследования,  дальнейшая работа планируется с опорой на образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для  детей с тяжёлыми нарушениями речи.

В зависимости от диагноза определялся как индивидуальный маршрут коррекции в развитии детей, средства воспитания и обучения, отбор их содержания, так и рационализация коррекционно-образовательного процесса.

В течение учебного года проводятся следующие виды занятий:

подгрупповые: по формированию лексико – грамматических средств языка и развитию связной речи, по формированию произносительной стороны речи, занятия по подготовке к обучению грамоте, занятия по развитию речи. В зависимости от периода обучения количество занятий меняется.

индивидуальные.

Вся работа с детьми носит коррекционный характер и предусматривает воздействия не только на нарушенную сторону речи, но одновременно и в целом на все стороны речи и виды психической деятельности (познавательную и эмоционально волевую).

Занятия проводятся по следующим направлениям: логопедическая коррекция и развитие познавательной деятельности.

Логопедическая коррекция направлена на развитие понимания речи, обогащение словаря детей; совершенствование грамматического строя речи; развитие связной речи (монологическая и диалогическая); развитие артикуляционного аппарата; общей и мелкой моторики; развитие фонематического слуха, постановку звуков и введение их в речь; закрепление произнесения слов различной звуко - слоговой структуры; усвоение навыков звукового анализа и синтеза.

В процессе работы большое внимание уделяется и развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления).

Коррекционно-воспитательная работа строится благодаря организации специального педагогического подхода; с учётом возраста детей, тем, задач логопедических занятий, включая и преемственность между всеми специалистами: учителем-дефектологом, воспитателем, руководителями физвоспитания, педагогом-психологом, музыкальным руководителем. Осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход.

В процессе занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи осуществляется развитие понимания речи; уточнение и обогащение словарного запаса; формирование практических навыков словоизменения и словообразования; построения различных типов предложений; обучение самостоятельному высказыванию (пересказу, составлению рассказов по демонстрируемому действию, по сюжетной картине и др.)

В процессе занятий по формированию произносительной стороны речи осуществляется развитие фонематического слуха, формирование правильного произношения звуков; закрепление произнесения слов различной звуко-слоговой структуры; подготовка к усвоению навыков звукового анализа и синтеза. Занятия по формированию произносительной стороны речи включают следующие структурные компоненты: мимические, голосовые и дыхательные упражнения, разнообразные задания, направленные на усвоение детьми лексико-грамматического строя речи, игры на развитие общей и мелкой моторики (конструирование букв из пальцев рук, из палочек, каштанов, шнурков), игры на развитие внимания, памяти, психогимнастику, релаксацию.

Используется прием утрированного произнесения изучаемого звука. Дети учатся воспринимать звук на слух, узнавать его в речевом потоке, четко произносить в звукокомплексах, слогах, словах, предложениях, стихотворениях, рассказах.

В процессе занятий по подготовке к обучению грамоте решаются задачи совершенствования фонематического восприятия, уточнения и закрепления правильного произношения звуков; развития навыков звукового анализа и синтеза. В процессе подготовки к обучению грамоте дети учатся  различать гласные и согласные звуки; делить предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки; объединять слоги и звуки в слова; определять последовательность звуков в слове.

В процессе обучения грамоте применяются упражнения, направленные на расширение и уточнение словаря, отработку навыков словоизменения и словообразования, развитие связной речи.

На занятиях соблюдается режим двигательной активности: проводятся физкультминутки, пальчиковая и зрительная гимнастики, чередуются различные виды деятельности.

Индивидуальную работу по коррекции имеющихся нарушений ежедневно проводит как учитель-дефектолог, так и воспитатели.

 


 

Что такое пункт коррекционно-педагогической помощи?

Пункт коррекционно-педагогической помощи  как структурное подразделение может создаваться в учреждениях дошкольного и общего среднего образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующей образовательную программу дошкольного образования (далее, если не указано иное, - учреждение образования (организация), создавшее пункт).

Основной целью деятельности пункта является оказание коррекционно-педагогической помощи лицам, осваивающим содержание образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ общего среднего образования и имеющим стойкие или временные трудности в их освоении.

Задачами пункта являются:

  • изучение особенностей психофизического развития обучающихся с целью определения оптимальных путей оказания им коррекционно-педагогической помощи;
  • формирование общих способностей учебной деятельности с целью выполнения обучающимися требований образовательных стандартов дошкольного и общего среднего образования;
  • формирование позитивной мотивации к учебной деятельности, развитие функций самоконтроля и произвольной регуляции поведения у обучающихся.

В пункте для оказания коррекционно-педагогической помощи обучающиеся объединяются в группы.

В зависимости от характера нарушения физического и (или) психического развития в пункте могут быть сформированы группы для обучающихся:

с нарушениями речи;

с нарушением слуха;

с нарушениями зрения;

с нарушениями психического развития (трудностями в обучении).

Зачисление обучающихся в пункт осуществляется приказом руководителя учреждения образования (организации), создавшего пункт, на основании следующих документов:

  • заявления законного представителя обучающегося;
  • заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее - ЦКРОиР).

В пункт могут зачисляться обучающиеся из других учреждений образования, реализующих образовательную программу дошкольного и общего среднего образования, при наличии свободных мест.

Отчисление обучающихся из пункта осуществляется приказом руководителя учреждения образования (организации), создавшего пункт, после исправления нарушений физического и (или) психического развития.

Коррекционно-педагогическая помощь в пункте оказывается учителем-дефектологом в форме занятий, направленных на исправление нарушений физического и (или) психического развития обучающихся, активизацию их познавательной деятельности, нормализацию учебной деятельности.

Коррекционно-педагогическая помощь обучающимся в пункте оказывается с учетом возраста обучающегося, структуры имеющегося у него физического и (или) психического нарушения и в соответствии с расписанием занятий, которое утверждается руководителем учреждения образования (организации), создавшего пункт.

Периодичность посещения занятий обучающимися составляет 2 - 4 раза в неделю.

Распределение обучающихся в пункте по группам осуществляется учителем-дефектологом пункта на основании заключения ЦКРОиР.

Занятия в пункте проводятся с 16 сентября по 25 мая текущего учебного года. Продолжительность занятий в пункте для обучающихся определяется в соответствии с санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами.

Содержание занятий определяется документом, в котором отражаются цели, задачи, приемы и средства коррекционно-педагогической помощи и который утверждается руководителем учреждения образования (организации), создавшего пункт.

Обучающиеся, у которых нарушения физического и (или) психического развития не могут быть исправлены при оказании им коррекционно-педагогической помощи в пункте, направляются руководителем учреждения образования (организации), создавшего пункт, в ЦКРОиР для проведения в установленном порядке психолого-медико-педагогического обследования.

В случае отказа законного представителя обучающегося от проведения психолого-медико-педагогического обследования обучающегося в ЦКРОиР учителем-дефектологом пункта разъясняются возможные последствия такого отказа законному представителю обучающегося.

Отказ законного представителя обучающегося оформляется в письменной форме и подписывается законным представителем обучающегося и руководителем учреждения образования (организации), создавшего пункт.

Постановление Министерства образования Республики Беларусь №131 от 25 июля 2011г. "Об утверждении Положения о пункте коррекционно-педагогической помощи"

 


 

К специалисту  нужно обратиться, если…

  • Начиная с 7-8 месяцев кроха не понимает обращённую к нему речь — не поворачивает голову в ответ на вопро­сы: «Где папа? Баба?», не реагирует на своё имя.
  • В 1 год малыш не произносит 8-10 слов типа «кис-кис», «ням».
  • В 2 года ребёнок не разговари­вает.
  • В 2,5 года нет элементарной фра­зовой речи — в общении со взрослы­ми малыш не объединяет 2-3 слова. Например, «дай пи» (дай пить), «папа би» (папа уехал).
  • До 3 лет ребёнок молчал, а затем стал ак­тивно говорить.
  • К З годам неправильно воспроизво­дит простые ритмы типа «тук-тук, тук-тук».
  • К 3 годам у ребёнка сохраняет­ся повышенное слюноотделение — во время говорения текут слюни, а малыш их не сглатывает.
  • К 3 годам не может выполнить простые движения органами артику­ляции. Например, высунуть язык или удержать губы в улыбке 5 секунд.
  • После 3 лет продолжает упрощать большинство слов. Например, вместо слова «телефон» — «афон».
  • После 3 лет малыш не употребляет наиболее простые грамматические конструкции (число, род, падеж..., например: Катя съела два яблока.У меня есть две конфетки.В магазине продаётся много яблок).
  • К 3,5 годам не различает на слух похожие по звучанию звуки, слоги и слова. Например: бочка-почка, крыша-крыса.
  • В 4,5 года не сформирована зву­ковая сторона речи — не выговарива­ет звуки или произносит их неверно.
  • Отоларинголог установил сниже­ние слуха.
  • Невролог выявил отклонения в то­нусе мышц.
  • Хирург посоветовал подрезать укороченную подъязычную уздечку — при открытом рте кончик языка не до­тягивается до нёба.
  • Имеется расщелина нёба, «заячья губа», «волчья пасть».
  • Стоматолог выявил аномалии зубочелюстной системы: верхняя или нижняя челюсть излишне выдвинута вперёд или западает, неправильный рост зубов. Ребёнок просовывает язык между зубами.
  • Малыш «захлёбывается» речью, то­ропится высказать свои мысли.
  • Выдоха не хватает на фразу, доби­рает воздух посреди слова.
  • Ребёнок не стремится к общению.
  • Ребёнок говорит «в нос», гнусаво.
  • Говорит неэмоционально, моно­тонно, невыразительно.
  • Не интересуется окружающим, не задаёт вопросы.
  • С началом школьного обучения появились сложности с чтением и письмом.

 


 

Что такое «трудности в обучении?»

«Трудности в обучении» – это пограничная форма между нормальным интеллектуальным развитием ребенка и его качественно сниженным развитием, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития.

«Трудности в обучении» проявляются в несоответствии интеллектуальных возможностей ребёнка его возрасту. Эти дети не готовы к началу школьного обучения по своим знаниям и навыкам, личностной незрелости, поведению.

Нужно также отметить, что у каждого отдельно взятого ребенка с трудностями в обучении может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления. Но, несмотря на это, мы можем попытаться выделить круг особенностей развития, форм и методов работы, характерных для большинства детей с трудностями в обучении.

Характерные особенности детей с трудностями в обучении:

  • Снижение работоспособности;
  • Повышенная истощаемость;
  • Неустойчивое внимание;
  • Недостаточность произвольной памяти;
  • Отставание в развитии мышления;
  • Дефекты звукопроизношения;
  • Бедный словарный запас слов;
  • Ограниченный запас общих сведений и представлений;
  • Трудности в счёте и решении задач по математике;
  • Своеобразное поведение;
  • Низкий навык самоконтроля;
  • Незрелость эмоционально-волевой сферы.

Для таких детей характерна рассеянность внимания, они не способны удерживать внимание достаточно длительное время, быстро переключать его при смене деятельности. Для них характерна повышенная отвлекаемость, особенно на словесный раздражитель. Деятельность носит недостаточно целенаправленный характер, дети часто действуют импульсивно, легко отвлекаются, быстро утомляются, истощаются. Могут наблюдаться и проявления инертности - в этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое.

Затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Требуется большее количество практических проб и примериваний при решении наглядно-практических задач, дети затрудняются в обследовании предмета. В то же время дети с трудностями в обучении могут практически соотносить предметы по цвету, форме, величине. Основная проблема в том, что их сенсорный опыт долго не обобщается и не закрепляется в слове, отмечаются ошибки при назывании признаков цвета, формы, величины. Таким образом, эталонные представления не формируются своевременно. Ребенок, называя основные цвета, затрудняется в названиях промежуточных цветовых оттенков. Не использует слова, обозначающие величины

Память детей с трудностями в обучении отличается качественным своеобразием. В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации.

В плане организации коррекционной работы с детьми, важно учитывать и своеобразие формирования функций речи. Методический подход предполагает развитие всех форм опосредования - использования реальных предметов и предметов-заместителей, наглядных моделей, а также развитие словесной регуляции. В этом плане важно учить детей сопровождать речью свои действия, подводить итог - давать словесный отчет, а на более поздних этапах работы - составлять инструкции для себя и для других, т. е. обучать действиям планирования.

На уровне игровой деятельности у детей с трудностями в обучении снижен интерес к игре и к игрушке, с трудом возникает замысел игры, сюжеты игр тяготеют к стереотипам, преимущественно затрагивают бытовую тематику. Ролевое поведение отличается импульсивностью, например, ребенок собирается играть в "Больницу", с увлечением надевает белый халат, берет чемоданчик с "инструментами" и идет… в магазин, так как его привлекли красочные атрибуты в игровом уголке и действия других детей. Несформирована игра и как совместная деятельность: дети мало общаются между собой в игре, игровые объединения неустойчивы, часто возникают конфликты, дети мало общаются между собой, коллективная игра не складывается.

Основные приемы, которые могут применить родители, чтобы помочь детям:

- Двигательная неловкость, нескоординированность, несобранность

  • Спортивные упражнения, занятия танцами, игра на фортепиано, лепка, рисование.
  • Специальные упражнения (пальчиковая гимнастика, мозговая гимнастика)

- Плохая ориентация в пространстве, путают право - лево, счет дается с

трудом

  • Конструкторы, разрезные картинки, рисунки, симметричные узоры, разнообразные орнаменты, составление планов местности, помещения.
  • Специальные упражнения на временные и пространственные последовательности, ориентацию на листе бумаги. Часы. Употребление предлогов.
  • Воображение – слово наоборот. Цифра – до и после названной и т. д.

- Нарушения внимания, отвлекаемость, импульсивность, «не сидит на месте»

  • Старайтесь придерживаться четкого распорядка дня.
  • Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания
  • Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезны занятия спортом, длительные прогулки, игры на свежем воздухе.
  • Избегайте повторения слов "нет" и "нельзя". Старайтесь говорить сдержанно и спокойно. Специальные упражнения на концентрацию внимания, любые игры с четкими правилами.

- Плохая память

  • Повторение слогов, слов, фраз.
  • Запоминание смысловых рядов. Расположение фигур. Ассоциации.
  • Образное представление того, что требуется запомнить, создание рисунков, отражающих выучиваемый материал.

- Плохо развита речь, не умеют пересказывать.

  • Развитие диалога, совместное чтение, домашний театр, «интервью».
  • Скороговорки, игры в слова, угадывание слов по признакам, обобщающие слова, противоположности

Главное: помните, родители, что ребенок должен быть уверен, что его любят независимо от успехов и неудач, не сравнивают с другими детьми! Не будьте сверхкритичными к ребенку и помогите ему справиться с возникшими трудностями в обучении!

 


 

Организация интегрированного обучения и воспитания 

Интегрированное обучение и воспитание – организация специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляется одновременно с лицами, не относящимся к лицам с особенностями психофизического развития (Кодекс Республики Беларусь об образовании).

Работа осуществляется на основании Кодекса об образовании, инструктивно-методических писем, методических рекомендаций Министерства образования Республики Беларусь.

Цель интегрированного обучения и воспитания

  • реализация права детей с ОПФР на получение образования в соответствии с их познавательными возможностями и способностями по месту жительства, их социальная адаптация и интеграция в обществе, повышение роли семьи в воспитании и развитии своего ребенка.

Задачи интегрированного обучения:

  • освоение содержания образовательной программы специального образования лицами с особенностями психофизического развития в соответствии с образовательными стандартами специального образования;
  • исправление или ослабление имеющихся у обучающихся физических или психических нарушений;
  • обеспечение социально-психологической поддержки обучающимся и оказание им психологической помощи;
  • создание специальных условий для получения специального образования обучающимися с учетом особенностей их психофизического развития;
  • формирование и развитие способности к профессиональному самоопределению;
  • формирование позитивно ориентированной личности;
  • профилактика девиантного поведения у учащихся с особенностями психофизического развития.

Организационной формой интегрированного обучения и воспитания в нашей школе является класс интегрированного обучения и воспитания.

В учреждениях общего среднего образования могут быть открыты классы интегрированного обучения и воспитания (полной и неполной наполняемости).

В должностные обязанности учителя-дефектолога входит выполнение следующих функций:

-организация и осуществление учебно-коррекционной и воспитательной работы с детьми и подростками с учетом особенностей психофизического развития, характера и структуры нарушений;

-проведение коррекционно-реабилитационной работы с детьми, развитие их способностей и наклонностей, организация их трудовой, физкультурно-оздоровительной, художественно-творческой деятельности;

-осуществление оздоровительно-профилактических мероприятий;

-анализ и динамика развития детей;

-обеспечение условий для максимально-возможного вовлечения детей-инвалидов в социально-экономическую жизнь общества;

-разработка методических рекомендаций и проведение консультаций по вопросам психолого-педагогической диагностики, обучения, лечения, социальной реабилитации детей с особенностями психофизического развития.

 ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ!!!

В случае необходимости организации для ребёнка интегрированного обучения родители должны предоставить в учреждение образования заключение центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР).

Для получения на ребёнка данного заключения следует по направлению школы записаться на психолого-медико-педагогическую комиссию в ЦКРОиР и предоставить пакет документов.

По вопросам организации интегрированного обучения и оказанию коррекционно-педагогической помощи, проведению КОНСУЛЬТАЦИИ вы можете обратиться к учителю-дефектологу школы.

 


 

Как организовать логопедическое занятие дома. 

 Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Не усаживайте малыша за стол! Уютно расположитесь с ним на ковре или диване.

Помните, что основная деятельность детей – игровая.

Все занятия должны строиться по правилам игры!

Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное королевство или пойти в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с малышом.

Редкий ребенок будет сидеть на месте, и впитывать знания. Возможно, вам придется ходить за малышом по комнате, показывать ему картинки, в то время как он будет сидеть под столом или качаться на своей любимой качалке-лошадке.

Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятия обязательно проявится.

С детьми, имеющими отклонения в развитии необходимо заниматься каждый день.

К занятиям по формированию лексико – грамматических категорий необходимо добавить игры на развитие мелкой моторики, артикуляционную гимнастику, игры на развитие фонематического восприятия, а позже – на развитие связной речи.

Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией!

Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15 – 20 минут.

Через 15 – 20 минут внимание ребенка рассеется, и он не будет способен воспринимать никакую информацию. Некоторые дети не могут сконцентрироваться и на это время, ведь каждый ребенок индивидуален. Если вы увидите, что взгляд вашего ребенка блуждает, что он совершенно никак не реагирует на вашу речь, как бы вы ни старались и не привлекали все знакомые игровые моменты, значит, занятие необходимо прекратить или прервать на некоторое время.

Лучшее время для занятий – утром после завтрака или во второй половине дня после сна.  

Разбейте блок игр и упражнений на несколько частей. Например, пальчиковую и артикуляционные гимнастики проведите утром, развитием речи позанимайтесь на прогулке, а развитием фонематического слуха – во второй половине дня.

Отложите занятие, если ребенок болен или плохо себя чувствует.

Знакомьте ребенка с детской литературой! Старайтесь ежедневно прочитать малышу хоть несколько страниц, рассмотрите картинки к прочитанному тексту, опишите их, задайте ребенку вопросы по тексту.

«Когда же можно все успеть?» - спросите вы. Чтение книг можно отложить на вечер перед сном. Проверено! Чтение перед сном становится любимым занятием ребенка – ведь еще 15 – 20 минут можно пободрствовать, пообщаться с родителями, поделиться своими секретами. Желательно, чтобы тема литературного произведения совпадала с лексической темой недели.

Пользуйтесь наглядным материалом!

Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения. Например, при  изучении темы «Фрукты», покажите их в натуральном виде или воспользуйтесь муляжами, картинками.

Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их.

Не употребляйте слово «неправильно»! Не «сюсюкайтесь»!

Поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу. Если он назвал поезд «ту-ту», подтвердите его ответ двумя вариантами слова: «Да, это поезд, ту-ту».

Если же вы строго скажите, что это не «ту-ту», а поезд, возможно, в следующий раз малыш больше не захочет с вами общаться.

Во время занятий с неговорящими детьми пользуйтесь просьбой «Покажи!».

Например, при изучении темы «Одежда» попросите ребенка показать платье, пальто, брюки, шубу и т.д. На платье попросите показать рукава, карманы, пуговицы, воротник, пояс, юбку. Пассивный словарь (словарь в памяти, не используемый в речи) малыша будет расширяться и накапливаться. Когда он заговорит, эти слова появятся в его активе.

Не забывайте поощрять ребенка! Угостите малыша в конце занятия конфетой или фруктами («Передал мишка или куколка, которые были на занятии»). Можно придумать свою систему оценивания.

Не используйте при оценивании деятельности ребенка слово «плохо». Пользуйтесь выражениями «не очень внимательно», «недостаточно старался» и т.п.

При выполнении заданий отмечайте для себя те упражнения и игры, которые вызвали трудности у ребенка. Эти задания рекомендуется повторить позже или во время следующего занятия.

Как отмечалось раньше, в занятие должны входить пальчиковая и артикуляционная гимнастики.

Для чего же они так необходимы?

Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитие речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетается речь и движение рук.  Видимо, уже в древности была подмечена взаимосвязь эти процессов. У детей с задержкой речевого развития очень часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики пальцев рук. У таких детей развитие движение пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.

 Выполнение упражнений должно быть регулярным, время выполнения около 3 – 5 минут.

Ребенку всегда предлагается инструкция, нельзя заменять ее ручным образцом выполнения. Инструкция должна быть простой, короткой и точной.

 


 

Артикуляционная гимнастика

     Что же такое – артикуляционная гимнастика?

Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое нёбе. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т.д., значит, можно тренировать и мышцы языка и губ. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Даже если ребенок еще не говорит, артикуляционная гимнастика поможет укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для чистого звукопроизношения.

Гимнастика органов речи является подготовительным этапом при постановке звуков. Несомненно, постановкой и автоматизацией звуков должен заниматься только логопед! Пожалуйста, никакой самодеятельности! Некоторые родители почему-то считают, что они смогут воспитать у ребенка правильное произношение, многократно повторяя чистоговорки и скороговорки. Они и не подозревают, что сначала ребенок должен научиться правильно произносить изолированный звук, затем закрепить его в слогах, словах, а потом во фразе. Но, хотелось бы еще раз повториться, постановкой и автоматизацией звуков можно заниматься только под руководством логопеда.

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, а лучше два раза в день – утром и во второй половине дня после прогулки. Будьте терпеливы, спокойны и ласковы.

Сначала упражнения выполняются в медленном темпе обязательно перед зеркалом. На первых занятиях можно ограничиться  и двукратным выполнением упражнения, главное, чтобы оно было выполнено качественно. Затем количество повторений увеличивают, доводя до 10 – 15 раз. Когда ребенок научится правильно выполнять движения, зеркало можно убрать. Если у ребенка не получается какое-то движение, можно использовать механическую помощь. Ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем помогите поднять ребенку язык.

Для того чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намажьте губу вареньем, шоколадом или медом в зависимости от того, что любит ваш ребенок.

Занятия должны проводиться в игровой форме, ведь это основная деятельность детей. Можно привлечь любимую игрушку: «Давай покажем зайке, как правильно выполнять гимнастику для язычка».

Хорошо известно, что благодаря речи мы получаем широкие возможности общения друг с другом. Красивая и правильная речь – залог успешного обучения. Поэтому задача всех заботливых родителей вовремя обратить внимание на речевое развитие малыша.

      У детей, имеющих нарушения речи, как правило, нарушена моторика мышц артикуляционного аппарата. Преодолеть такие нарушения можно, используя различные методы и приемы на занятиях с учителем-дефектологом, а также выполняя артикуляционную гимнастику, как в детском саду, так и дома под руководством родителей.

      Чтобы у ребенка не пропал интерес к длительным артикуляционным упражнениям, предлагаем использовать различные картинки и стихотворения для выполнения артикуляционных упражнений. Таким образом, серьезная и зачастую утомительная для дошкольника логопедическая работа будет включена в его повседневные занятия и игры.

      Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный уклад звуков [С]-[СЬ]-[З]-[ЗЬ]. 

      Упражнения для губ:

  • «Улыбочка» (широко улыбнуться, зубы сжаты).

Улыбается щенок,

Зубки напоказ.

Я бы точно так же смог,

Вот, смотри. Сейчас.

 

  • «Трубочка» («Хоботок») (зубки сжаты, губы вытянуты вперед)

Хоботок слоненок тянет,

Он вот-вот банан достанет.

Губки в трубочку сложи

И слоненку покажи.

      Упражнения для языка: 

  • «Блинчик» («Накажем непослушный язычок»,«Лопаточка») (положить широкий язык между губами и «пошлёпать» его, произнося «пя-пя-пя») 

Испекли блинов немножно,

Остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму. 

  • «Кошка сердится» («Горка»)(кончиком языка упереться в нижние зубы, выгнуть язык горкой. Кончик языка при этом не отрывается от нижних зубов, рот не закрывается)

Выгни язычок, как спинку

Выгнул этот рыжий кот.

Ну-ка, рассмотри картинку:

Он по мостику идет. 

  • «Чистим нижние (верхние) зубы»(Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние (верхние) зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается)

Зубки нужно чистить дважды:

Каждое утро и вечер каждый. 

  • «Качели» (Поочерёдно упираться то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна)

Выше дуба, выше ели

На качелях мы взлетели.

А скажите, вы б сумели

Язычком «качать качели»? 

  • «Часики» (Улыбнуться, открыть рот. Двигать язычком вправо - влево)

Язык, как маятник часов,

Качаться вновь и вновь готов.

Котенок улыбается,

Он, как и ты, старается.

 

      Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный уклад звуков [Ш]-[Ж]-[Щ]-[Ч]. 

Упражнения для губ: 

  • «Улыбочка» (см. выше)
  • «Трубочка» («Хоботок») (см. выше)

Упражнения для языка: 

  • «Чашечка»(Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать счёт до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы)

Язычка загнем края,

Делай так же, как и я.

Язычок лежит широкий

И, как чашечка, глубокий. 

  • «Лошадка»(Рот открыт, губы в улыбке, пощёлкать языком. Нижняя челюсть при этом не двигается)

Я – веселая лошадка,

Темная, как шоколадка.

Язычком пощелкай громко -

Стук копыт услышишь звонкий. 

  • «Маляр» (Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть при этом неподвижна)

Как малярнаш Язычок,

Кисточкой покрасил чердачок.

Не чердак, а нёбо!

У него дел много! 

  • «Вкусное варенье» (Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка облизывать верхнюю (нижнюю) губу справа – налево. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы)

Очень любит Язычоквкусное варенье,

Приготовил он друзьям это угощенье.

Варенье приятное, вкусное, ароматное.

Язычок подними, варенье с губки оближи. 

  • «Грибок» (Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу)

На тонкой ножке

Стоит грибоку дорожки.

Язык свой к нёбу прилепляй

И грибочек ты срывай. 

  • «Гармошка» (Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот).

К небу язычок прижми,

Челюсть ниже опусти.

Рот открой, потом прикрой.

Гармонист ты неплохой. 

  • «Часики» (см. выше)

       Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный уклад звуков [Л]-[ЛЬ]

Упражнения для губ: 

  • «Улыбочка» (см. выше)
  • «Трубочка» («Хоботок») (см. выше)

Упражнения для языка: 

  • «Блинчик» («Накажем непослушный язычок»,«Лопаточка») (см. выше)
  • «Вкусное варенье» (см. выше)
  • «Чистим нижние (верхние) зубы»(см. выше)
  • «Качели» (см. выше)
  • «Маляр» (см. выше)
  • «Часики» (см. выше)
  • Индюшата (Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп убыстрять, добавляя голос, чтобы слышалось «бл-бл»)

Я – индюк «балды-балда», 

Разбегайтесь кто куда. 

        Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный уклад звуков [Р]-[РЬ]

Упражнения для губ: 

  • «Улыбочка» (см. выше)
  • «Трубочка» («Хоботок») (см. выше)

Упражнения для языка: 

  • «Блинчик» («Накажем непослушный язычок»,«Лопаточка») (см. выше)
  • «Вкусное варенье» (см. выше)
  • «Чистим нижние (верхние) зубы»(см. выше)
  • «Качели» (см. выше)
  • «Маляр» (см. выше)
  • «Индюшата» (см. выше)
  • «Лошадка» (см. выше)
  • «Маляр» (см. выше)
  • «Грибок» (см. выше)
  • «Гармошка» (см. выше)
  • «Часики» (см. выше)
  • «Дятел» (Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчётливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при этом упирается в верхние зубы, рот не закрывать)

Дятел на стволе сидит,

Клювом по нему стучит.

Стук да стук, стук да стук –

Раздается громкий звук. 

Успехов!!!