Просвещение учащихся
Содержание материала

"Ты меня не слышишь!", "Ты не воспринимаешь, что я тебе говорю!", "Я уже не говорю, чего мне хочется, потому что меня все равно не слушают" - наверняка вы слышали такие или подобные фразы от своих друзей и близких. Или сами их периодически используете в общении, когда вам хочется объяснить свою позицию, высказать свое желание, или добиться от партнера чего-то, что он никак для вас не делает.
Когда вы, кажется, уже приложили все усилия, чтобы вас услышали, но складывается ощущение, что вы натыкаетесь на глухую стену. И здесь вероятны два варианта:
1. Партнер действительно не хочет делать это для вас;
2. Партнер не может понять, чего же вы хотите, потому что ваши слова действительно проходят мимо области его восприятия. То есть, вам не удается донести свои слова до человека и убедиться, что он действительно вас услышал и понял.
Есть 10 принципов, применяя которые вы точно можете быть уверены, что ваши слова были услышаны партнером и действительно проникли в область его восприятия.
1. Вы должны четко понимать, чего хотите сами. Пожелания бывают конкретные и абстрактные. Конкретные пожелания – это какие-то вещи и действия, которые легко назвать, и они понятны всем. Например: "Я хочу, чтобы ты подарил мне серьги с бриллиантами". Или: "Я хочу, чтобы пока я работаю, ребенок не заходил в мой рабочий кабинет". Или: "Я хочу, чтобы выходные мы всей семьей проводили в парке". Здесь смысл послания однозначен. Особые затруднения вызывают пожелания абстрактные, такие, как: хочу внимания, любви, заботы, человеческого отношения, чтобы меня не трогали, нормального общения и т.п. Это понятия, в которые каждый человек вносит свой индивидуальный смысл. Соответственно, партнер не всегда может знать, что таится у вас в глубине души, когда вы просите, например, внимания. Следовательно, вам нужно пояснить, какие именно действия вы ожидаете, какие именно слова хотите услышать, чтобы почувствовать, что получаете необходимое вам внимание. Ведь для кого-то внимание – это поинтересоваться здоровьем любимой собачки, а для кого-то – подарить автомобиль, а для кого-то – пригласить в кино, а для кого-то – не мешать просмотру любимого сериала. Нужно такие понятия согласовывать. Ведь иначе ваш партнер будет думать, что он делает для вас достаточно, а вы будете на него обижаться и продолжать требовать внимания, которое, по его мнению, он вам уже оказывает. Поэтому, прежде чем обращаться к кому-то с просьбами или претензиями, необходимо сначала разобраться в себе: чего же именно вы хотите, и как это должно выражаться?
2. Говорить немного, 3-4 фразы за один раз. Человеческое восприятие так устроено, что одновременно может удерживать в памяти 3-4 единицы информации. Соответственно, если вы обращаетесь к партнеру с длинной речью, не удивляйтесь, что он что-то недопонял, не услышал, забыл, перепутал и т.д. И что его реакция на ваше послание весьма равнодушная. Он может со всем сказанным вами согласиться, а потом выяснится, что он все забыл, или не сделал то, на что кивнул головой. Длинная речь, как монотонная, так и эмоциональная – неважно, может ввести партнера в трансовое состояние, когда его сознание начинает выключаться, засыпать. Конечно, вы не сможете получить желаемый результат, поскольку в такой ситуации вас уже действительно не могут воспринимать.
3. Прежде чем говорить что-то важное, убедитесь, что внимание партнера направлено на вас. То есть, он на вас как минимум смотрит. При этом он не говорит по телефону, не смотрит телевизор или в монитор компьютера, не ведет машину и т.п. И он не находится в полусонном состоянии. То есть, он в контакте с вами, а не с кем-то, или чем-то, включая собственные мысли.
4. Дождаться ответа партнера. После 3-4 фраз, сказанных вами по существу дела (не нужно долгих предисловий, см.п. 2), обязательно остановитесь и дождитесь ответа. Ответ "Угу" не подходит, скорее всего, вас не слушают или не понимают. Если партнер молчит, или отвечает что-то невразумительное, можете спросить: "Что ты об этом думаешь?", "Как ты к этому относишься?", "Пожалуйста, ответь мне" и т.п.
5. Говорить по сути, не отвлекаясь на другие темы. Скажите только то, что относится к вопросу. Не стоит вспоминать, как было в прошлом году, или сколько раз партнер не выполнил своих обещаний. Или как это происходит у других людей, в отличие от него/нее. Этим вы рассеиваете фокус внимания и создаете ненужный вам эмоциональный фон, вынуждая партнера защищаться. И тогда суть разговора потеряется за эмоциями. И вас опять же не услышат.
6. Четко оговаривать временные, пространственные и, если это нужно, финансовые границы. Не нужно стесняться уточнять сроки, когда вы бы хотели получить желаемое, и согласовывать их с партнером. То же самое касается места и финансового вопроса, если это принципиально. Потому что, если в дальнейшем по этому поводу возникнут разногласия, у вас появится иллюзия, что вас не услышали и не поняли. А на самом деле просто эти моменты не были согласованы. Конечно, есть люди, с которыми чтото согласовывать практически невозможно ввиду особой структуры личности и особенностей восприятия. Тем не менее, вы все-таки приблизите момент получения желаемого. А без обозначения границ рискуете не получить вообще ничего.
7. Негативные эмоции не выражать, а обозначать словами. Это значит, что, если вы при разговоре испытываете негативные эмоции (злость, страх, обиду, вину, разочарование, досаду и т.д.), лучше так и сказать: "Я злюсь", «Я обижаюсь», т.е. словесно отразить свое состояние. А не выражать свои эмоции криком, оскорблениями, дракой, слезами или продолжительным молчанием (в отличие от тех ситуаций, когда вы с помощью своих эмоций намерены манипулировать партнером). Научитесь разговаривать, сдерживая эмоции, поскольку ответом на эмоцию является только эмоция, и ничего другого. Разговор потеряет смысл, и вы друг друга опять же не услышите.
8. Проверка связи. Не стесняйтесь проверить, как вас поняли, подвести итог разговора. "Еще раз уточним…" - и все ключевые моменты резюмировать. Опять же очень четко, а не пространно. И, конечно же, дождаться ответа – это обязательное условие.
9. Если партнер не соглашается, объяснить, почему это важно для вас. Для этого у вас должно быть готово пояснение, согласно пунктам 1-6. То есть, вам необходимо знать, чего вы хотите, и зачем вам это нужно.
10. Быть готовым к обсуждению и компромиссам, а не ожидать, что партнер сразу же для вас сделает все, что вы хотите. Это детская позиция 2-3 летнего ребенка. Если же партнер сразу на все соглашается, а вы такого от него не ожидали, проверьте еще раз понимание. Иначе это действительно может быть манипуляция типа "Соглашусь сейчас, потом разберемся", или "Соглашусь сейчас, а он/она потом забудет". Конечно, не всегда легко следовать этим принципам, ведь разобраться в себе и удерживать свои позиции иногда бывает гораздо сложнее, чем кажется. И тогда можно прибегнуть к помощи психолога для того, чтобы этому научиться.
Удачи вам и взаимопонимания!
Тематическая консультация для учащихся
«Что делать, если тебя обижают»
Школа – это террариум, где сильные поедают слабых. В любом классе всегда найдется тот, над кем будут смеяться. Причин школьного буллинга много, и рассматривать каждую проблему нужно сугубо индивидуально. Школа – это особое королевство. В нём есть свои короли, подданные, слуги, шуты и прочие. Практически в каждом классе есть свои «мальчики или девочки для битья». И всегда есть причины, по которой над ними издеваются: толстый, худой, очкастый, длинный, маленький, косой, глаза на выкате и так далее...
Буллинг– травля и издевательства над одним из членов группы людей.
Как быть, если обижают сверстники?
Прежде всего, задай себе вопросы: «Что со мной не так? Почему именно я?» Зачастую дети говорят суровую, но правду. У них нет чувства такта, если видят изъян – смеются. В душе ты можешь быть прекрасным человеком (или, по крайне мере, думать, что это так), но если при этом неопрятно выглядишь, проявляешь агрессию, не умеешь доходчиво излагать мысли, то тебе будет непросто среди сверстников.
Что делать?
• Присмотрись к лидерам своего класса. Порой они совсем не идеальны. Ни внешне, ни в плане учебы. Однако все к ним тянутся. Почему? Ответ прост – харизма. Эту черту, кстати, никто с рождения не получает, она вырабатывается путем общения.
• Если в школе завести друзей не удалось, запишись в секцию, займись творчеством, определись с хобби. Ты не только начнешь узнавать новое, но и найдешь единомышленников, с которыми проще завязать знакомства. Благодаря увлечениям вне школы ты научишься навыкам общения и социализируешься.
• Начни опрятно одеваться. Заметь опрятно – не значит дорого. Если ухаживать за собой и гардеробом, то и недорогие вещи будут смотреться добротно и элегантно.
• Относись ко всему проще. Не принижай и не сравнивай себя с другими. Те красивые девчонки, которые над тобой смеялись из-за прыщей, придут домой, смоют косметику, перестанут втягивать живот и начнут ковыряться пальцем в ухе. Никто не идеален. Суть в том, как ты позиционируешь себя перед обществом.
• Интересуйся новинками. Сверстники не любят тормозов и лохов, которые не знают современных исполнителей и не разбираются в трендах. Однако тут я советую иметь свое мнение. Если тебе не нравится какое-то новое молодежное течение, то не нужно слепо следовать ему, только для того, чтобы не прослыть «белой вороной». Но быть в курсе новинок ты обязан (-а), чтобы потом ребятам конструктивно объяснить, почему ты не приемлешь такой образ жизни. И если ты сможешь сделать это доходчиво, то и у тебя появятся единомышленники и даже последователи.
• Одна из худших реакций на издевательства – это ответная агрессия. Она провоцирует еще более обидные насмешки. Игнорирование – самый верный способ сделать так, чтобы от тебя отстали. Будь выше, не реагируй на агрессоров. Тогда обидчики вскоре потеряют всякий интерес.
• Если тебя подкалывают, смеются над тобой, отвечай обидчикам остроумно, а если не знаешь как - промолчи. Или усмехнись и уйди от них подальше, мол "Ваши слова меня ничуть не затронули". Проще будет вообще послать "куда подальше". Им надоест к тебе приставать и они отстанут.
• Если тебя бьют - не тяни это дело до последнего! Немедленно расскажи родителям/опекунам или классному руководителю.
• Если уж всё настолько запущено - пойди на самооборону. Будешь уметь защищать себя - к тебе близко никто не подойдёт!
• А почему, собственно, пристают именно к тебе? Задай себе этот вопрос. Наверное, потому что ты не можешь дать отпор и ведёшь себя, прости, как мямля. Дай им понять, что ничего они тебе не сделают.
• Поднимай самооценку! Ведь по любому ты бы не стала объектом насмешек и придирок, если бы относилась к себе чуточку лучше.
• Если тебя обижают по поводу своей внешности, может всё таки прислушаться? Нет, делать пластику тебе никто не говорит. У тебя лишний вес? Похудей! Носишь уродливые очки? Купи симпатичные или смени на линзы! Всё в твох руках. Хотя, чаще всего, придирки исходят от закомплексованных личностей, поэтому они и ищут недостатки в окружающих.
• Знай, всегда найдутся люди, которые захотят сломать тебе жизнь, потому что они видят, что ты впереди. И всегда найдутся те люди, которые помогут тебе ее склеить, потому что они с тобой заодно. Ищи друзей.
• Никогда никого не слушай. Имей своё мнение. Свою голову. Свои мысли и идеи. Планы на жизнь. Не гонись ни за кем. Только шаг на встречу, но не вдогонку. Ты нужна только близким. Это – жизнь. Никто за тебя не будет строить твоё счастье. Людьми управляет зависть! Никого не слушай. Иди своей дорогой и не важно, что говорят за спиной. Говорили, говорят и всегда будут говорить. Тебя это не должно волновать.
Как быть, если обижают учителя?
Снова начни с вопроса: «Может причина во мне?» Может это ты ведешь себя неверно или недостойно. Понять, кто же прав, поможет простая игра «Поставь себя на место другого».
• Учителя тоже люди. Вдумайся: они целый день в школе – объясняют материал, проверяют тетрадки, подписывают дневники, собирают деньги на обеды, заставляют тебя есть эти обеды, проводят внеклассные мероприятия…. Как ты думаешь, интересно в 153 раз смотреть «Людзi на балоце»? И тут ты: не выучил урок, отвлекаешь класс во время занятий, не хочешь даже открыть учебники, тычешь указкой в соседку по парте, закопал (- а) остатки пирожка в кадку с пальмой…. Нет, тут причина точно не в учителях.
• Важно быть объективным (-ой) и честным (-ой). Если ты не понимаешь предмет, и тебе ставят неудовлетворительную отметку, виноват не учитель. Любая плохая оценка должна быть стимулом ее исправить. Покажи учителю, что ты не безразличен (-на) к его (ее) предмету. Подготовь доклад, найди дополнительный интересный материал.
• Попробуй узнать получше своего преподавателя, попроси совета, и необязательно по теме преподаваемого им (ей) предмета. Будь вежлив (-а), приветлив (-а), внимателен (-а). Иногда достаточно просто не забывать улыбаться и желать доброго утра, дня, приятного аппетита… Кажется – мелочь, а во многих случаях позволяет восстановить отношения.
Если ты уверен (-а), что ведешь себя достойно, знаешь предмет, а учитель все равно придирается, то начни действовать незамедлительно.
• Попытайся решить конфликт мирным путем. Поговори с учителем, выясни почему он (она) к тебе строг (-а). Если его (ее) ответ не будет объективным, то, прежде всего, поставь в известность классного руководителя и попроси у него (нее) совета. Поспрашивай у других детей, обижает ли их этот преподаватель. Если кто-то из детей сможет подтвердить необоснованную неприязнь учителя конкретно к тебе, то это станет большим плюсом. Расскажи все родителям, но объясни им, что лишней шумихи ты не хочешь и попроси их поговорить с учителем или классным руководителем. Возможно получится обойтись без разбирательств с директором.
• Учитель не идет на мирные переговоры? Значит пришла пора обратиться к директору. Нет нерешаемых проблем. Просто нужны тактика и время. Главное не закрывать глаза на данную проблему. Учитель в школе должен являться авторитетом, быть духовным наставником, направлять ученика к знаниям, а не гнобить.
Все в твоих руках, ничего не бойся! Никогда не отчаивайся и ни в коем случае не самоутверждайся за счет других. Протяни руку слабому, и тогда кто-то, кто сильнее тебя, протянет руку и тебе.
Тематическая консультация
«Эмоции и их влияние на здоровье человека»
Что же такое эмоции? Это личное отношение, реакция человека на происходящие с ним события. А ведь еще в древности медики определили связь души (эмоциональной составляющей) с физической составляющей – телом человека. В современной интерпретации это звучит так: «в здоровом теле – здоровый дух» и наоборот. Эмоции – это субъективное и сугубо индивидуальное отношение человека к происходящему. Но какая-то конкретная эмоция (например, страх) одинаково влияет на организм любого человека вне зависимости от ситуации, в которой человек испытывает эту эмоцию.
Список положительных эмоций дать затруднительно. Это могут быть радость, энтузиазм, веселье, интерес, мечтательность, удовольствие и др.
Как узнается радость? Радость не сложно узнать издалека: это улыбка на лице, блеск в глазах и яркость интонаций в голосе. Вы это умеете? Как делается радость? Самое главное, что радость - делается. Конечно, бывает, что радость приходит к нам сама, и это здорово, но когда она сама прилетать не торопится, бодрые люди умеют создавать ее самостоятельно. Зачем? Потому что с радостью жить веселее. И для того, чтобы было чем порадовать тех, кого мы любим.
Радость, как и любая другая эмоция, делается тремя составляющими:
- Внутренним текстом. "Рад видеть!".
- Рисунком тела. Брови и лоб спокойные, Верхние веки спокойные, нижние веки приподняты, но не напряжены; под нижними веками морщинки. У наружного края уголков глаз морщинки —
«гусиные лапки». Рот закрыт, уголки губ оттянуты в стороны и приподняты. От носа к внешнему краю губ тянутся морщинки - носогубные складки.
- Картинкой-ситуацией. Встреча хороших знакомых. Милая беседа в кафешке обо всем на свете. Весе́лье - позитивный эмоциональный фон, приподнятое настроение, интерес, готовность юморить и смеяться, улыбаться и прикалываться.
Веселье - менее стабильная эмоция, возникает обычно на фоне радости. То, что веселая работа не может быть продуктивной - это неправда. Более того, самая продуктивна работа начинается тогда, когда люди берутся за дело весело, с интересом.
Для тех кто не знает: смех - это расслабление. Организм таким образом отдыхает. Дешево и эффективно. А если организму не дать отдохнуть так, он накопит усталость.
И сердитость... И злобность...
Там, где усталость-сердитость-злобность, там качество работы обычно снижается. И желание работать - тоже пропадает...
А там, где весело - там интересно! Там нравится! Там хочется быть! Как минимум бодрым и здоровым...
А значит - да здравствует веселье! УРА!
Удовольствие - приятное переживание, продукт работы одного из центров сознания, наряду с центром пользы, блага и прочими.
К удовольствиям относятся:
"Чувственные" удовольствия: все удовольствия, которые следуют непосредственно от раздражения органов чувств. Уточняем для каждого из пяти чувств:
1.1. Осязание - сексуальное наслаждение, расслабление после большого физического напряжения, от ласки или массажа, отсутствие разных видов боли и недомогания.
1.2. Вкус - наслаждение от пищи и питья.
1.3. Обоняние - чистый воздух, приятные запахи и т.п.
1.4. Слух - удовольствие от приятной музыки.
1.5. Зрение - удовольствие от созерцания прекрасных женщин и мужчин (смотря кому что нравится), красивой природы, произведений искусства, архитектуры и дизайна. Известно также возбуждающее или раздражающее действие различных цветов и их сочетаний.
Влияние негативных и позитивных эмоциональных проявлений на здоровье людей
Сегодня ученые много спорят о том, насколько вредны негативные эмоциональные проявления для здоровья людей. И существует мнение о том, что в разумных количествах стресс даже полезен, так как помогает организму держаться в тонусе, не раскисать и подталкивает к действию. Однако важно понимать, что «тонизирующая взбучка» от начальства и глубокие эмоциональные переживания это не одно и то же. Хотя при современном ритме жизни полностью избегать стрессов невозможно, нужно стараться не накапливать отрицательные эмоции в себе. Учеными давно доказано влияние эмоций на здоровье человека. Одни и те же эмоции у разных людей могут возникать в совершенно разных ситуациях.
То, что положительные эмоции хорошо влияют на здоровье – это не только наша «интуитивная догадка», это научно доказанный факт! Положительные эмоции действительно подпитывают наш организм и способствуют хорошему здоровью. В тоже время люди, которые страдают от депрессии и постоянно испытывают чувство тревоги, более подвержены различным заболеваниям. Как эмоции влияют на организм человека?
Почему когда мы испуганы, то можете бежать намного быстрее? Почему сердце начинает биться сильнее и чаще, когда мы ожидаем результаты экзамена или выступаем перед большой аудиторией?
Потому что эмоции подготавливают нас к определенным действиям. Соответствующая эмоция подготавливает наше тело к соответствующему поведению: если Вы испуганы, то тело мобилизуется для бегства; если Вы испытываете гнев, то тело готовиться нападать. В организме происходят соответствующие процессы, что бы подготовить нас для действий в конкретной ситуации. Так, во время опасности повышается свертываемость крови и происходит ее отток от поверхности тела – это уменьшит потерю крови в случае ранения.
Как показывают проведенные исследования, во время радости высвобождаются катехоламины – гормоны, препятствующие воспалительным процессам. В это же время происходит выброс эндорфинов, которые способны уменьшить болевые ощущения.
Наибольшее влияние эмоции оказывают на сердечнососудистую систему. Сильный гнев и длительное раздражение способствуют нарушению работы сердца и развитию такого заболевания как гипертония.
Кровообращение во многом зависит от эмоций: изменяться пульс, давление, тонус кровеносных сосудов. Положительные эмоции вызывают приток крови к коже, а также улучшают состав крови.
Эмоции изменяют ритм дыхания: от сильного давления человек может задыхаться. Люди, постоянно испытывающие стресс чаще страдают инфекционными заболеваниями верхних дыхательных путей. А у людей, испытывающих положительные эмоции, дыхание становиться более легким.
Ученые доказали, что пессимистично настроенные люди с заниженной самооценкой, часто испытывающие тревогу и страх больше других страдают от головных болей, болезней желудка и позвоночника. И наоборот, оптимисты менее подвержены простудным заболеваниям. Кроме того, люди, часто испытывающие положительные эмоции легче засыпают и крепче спят, а это очень серьезно влияет на самочувствие.
Все эти факты подтверждают значительное влияние эмоций на здоровье человека. Положительные и отрицательные эмоции соответствующим образом сказываются на Вашем здоровье. Отсюда простой вывод:
Светлые мысли в голове – обязательная составляющая здорового образа жизни!
Конфликты со сверстниками.
Как выйти из конфликтной ситуации?
Конфликт — это всегда столкновение разных интересов, взглядов, мнений. Это неизбежное явление в общении между людьми. У каждого — своя правда. А истина, как всегда, где-то посередине. Не стоит рассматривать конфликт как зло. Нужно смотреть на него, как на возможность что-то прояснить в отношениях. Все зависит от того, с какой стороны посмотреть на конфликтную ситуацию.
Существует несколько сценариев разрешения конфликтной ситуации.
Разошлись, как в море корабли. Бывает так, что лучшим выходом из конфликтной ситуации становится полный разрыв отношений. Когда больше нечего друг другу сказать, люди машут друг другу платочком и расстаются навсегда. Этот факт нужно признать и принять. Единственное условие — расставайся с людьми красиво! Нужно учиться отпускать людей из своей жизни, прощать им и освобождать свои мысли и сердце для чего-то более позитивного.
Побеждает сильнейший! Нередко в конфликте есть победитель и проигравший. Победитель — тот, у кого авторитет, сила воли или нахальство. Он качал свои права и отстоял их в честном (или нечестном) бою. Посмотри на маленьких детей. С ними трудно спорить, лучше дать им то, чего просят. У них своя тактика в конфликте: «хочу и все!» Такие номера в твоем возрасте уже не прокатят. Эх, а хотелось бы ... А кто же такой проигравший? Тот, кто не слишком уверен в себе, кто боится ссор и разбирательств. Уж лучше сделать себя виноватым, только чтобы все было тихо. Однако нельзя все время отдавать себя в жертву ради общего мира и спокойствия. Иногда полезно и зубы показать... в улыбке.
Откровенная ссора. В такой ситуации уже не столь важно, кто прав, а кто виноват. Здесь вступают в полемику эмоции, которые затмевают мозг. Люди забывают, что они вместе, чтобы договариваться, а не доказывать свою правоту любой ценой. Просто высказаться — для ссоры недостаточно! Нужно поорать друг на друга, оскорбить, выразить свое глубокое «пфе» и т, д. Такой вид конфликта считается самым разрушительным в отношениях. Он проносится смерчем по человеческим душам.
Делаем вид, что ничего не происходит. Есть конфликты явные. А есть такие, которые скрываются в наших мыслях, как партизаны в дремучем лесу. А потом вдруг раз — и конфликт созрел, проявился! Некоторым людям страшно выяснить отношения, они притворяются, что все хорошо. А на самом деле им есть о чем поговорить по душам. Часто мы не осознаем, что носим в себе скрытый конфликт. Как его распознать? Очень просто. Если ты чувствуешь по отношению к родителям, учителю, подруге или другим людям внутреннее напряжение (обиду, ревность, зависть), значит — уже возник внутренний конфликт, который не дает тебе покоя. Чаще всего мы сами создаем себе барьеры и преграды при общении, а окружающие об этом могут даже не догадываться.
Кто такие Конфликтоманы?
Есть люди, которые ни дня не могут прожить без конфликта. Они похожи на назойливую муху, которая не дает спокойно жить. Как правило, это нервные, неуравновешенные люди. Если среди твоих знакомых есть такие, старайся обходить их стороной. С конфликтными натурами лучше вообще не ввязываться в спор.
Как разрешить конфликт?
Компромиссное решение. Самое гармоничное разрешение конфликта — компромисс, то есть умение договориться друг с другом. Обе стороны в спокойном тоне приводят свои аргументы, факты, которые подтверждают их правоту. Затем каждый решает, на какие уступки он пойдет. И это всегда взаимные уступки. Нужно чем-то пожертвовать, чтобы что-то получить. Людям не хватает в жизни компромисса. Они склонны впадать в крайности и жить на полюсах своих мнений. Им порою так трудно разминуться на узком мосту, что приходится сталкивать встречного с пути.


























